Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

«Символы»

Источником узора всегда была окружающая человека жизнь, природа, люди, формы, рожденные трудом (ткачеством, гончарным делом и т. д.). Но узор не слепок с натуры, он живет в кругу своих строго излюбленных сюжетов и тем, претворенных фантазией в такие же «символы», в каких поэзия той же эпохи выражала красоту мироздания.

Унсури (XII в.) сравнивает кипарис с куполом, украшенным золотыми рисунками, а пламя зажженного в праздник костра— с «зарослью тюльпанов». Его современник Манучохри называет красные и желтые тюльпаны «всезажигающим пламенем», а в касыде Фаррухи то же пламя, по словам поэта, «как чертеж Евклида».

Ясно, что не от идеологии феодалов-крепостников и юродствующих схимников заимствовало искусство феодального средневековья свой сказочно богатый растительно-геометрический орнаментальный стиль. Произведения искусства XI— XII веков не были также вольным изобретением художников, проявлением их личного вкуса. Искусство всегда выражало строй мыслей и чувств больших общественных групп, если не всего народа.

Интерес к узорной орнаментике возник в связи со всем строем образных представлений людей, в том числе и далеко стоявших от прямых интересов изобразительного и декоративного искусства.

Философы, ученые, не говоря уже о поэтах и музыкантах, тоже разделяли это видение мира и находили в своей области важные доказательства его соответствия природе вещей.

Все мироздание мыслители этой эпохи представляли себе в формах то фантастических животных, то в виде совершенно отвлеченных построений. Если у Масъуди земной шар — птица, то Истахри рисует его в виде ряда геометрических фигур, изображает моря, реки, города, пользуясь только циркулем и линейкой. В приписываемых Ибн-Сине стихах брови, глаза и нос человека — только зашифрованные начертания перевернутого «задом наперед» имени святого Али. Но такие суждения усердствующих поэтов были с яростью отвергнуты бесстрашным Бируни. Сарказм ученого беспощаден. Он пе слишком почтителен и к самому Мухаммеду, когда касается изображения его физических черт как человека. «Они говорят, что «мим» есть подобие головы, ха — подобие туловища, второй мим — подобие живота, а «даль» подобие ног. Я думаю, что эти люди несведущи в отношении изображений, так как считают одинаковой величину головы и живота, (уменьшают) количество членов, выходящих из всего туловища, и забывают (об органах) осуществляющих сохранение рода...». Но, обсуждая усердствующих в догматике, сам Бируни за пределы  избранные воззрений своей эпохи уйти не смог. Он дал чисто научное обоснование связи живой природы с геометризацией форм   в современном ему искусстве и тем как бы очистил его эстетическое  содержание  от религиозно-мистических привесков. И это прекрасно выражено в следующих его рассуждениях

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017