Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Парфяно-кушанский каноп

Парфяно-кушанский канон возник в недрах эллинизма, после падения и разложения государства Селевкидов в Передней Азии и разрушения греко-бактрийского царства в Центральной части Азии, когда одна за другой три могучих волны кочевников хлынули из глубин Азии на юг. Первая волна кочевых племен из Парфиеиы положила начало Империи парфян, возглавляемой династией Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.). В состав ее вошли старые земли ираноязычных и семитоязычных племен (от Маргианы на востоке до Фарса и Месопотамии на западе). Вторая волна — кочевников саков, около 140 г. до н. э. сокрушила Греко-Бактрию, прорвалась в Дрангиану (Сакистан) и северо-западную Индию. Третья волна кочевников тоеджей и других племен, близких по своей культуре сарматам, пришла в конце II в. до н. э. и положила начало индо-среднеазиатской империи, возглавляемой династией Кушан.

На почве этой империи выросли такие сейчас уже широко известные памятники культуры Центральной Азии, как Такси-ла в Пакистане, Беграм и Хадда в Афганистане, Айртам, Хал-чаяп в Дальверзин-тепе на юге Узбекистана.

В результате история искусств Среднего Востока включила в себя целую серию памятников, сперва примыкавших к восточному эллинизму, а затем и порвавших с ним. Насколько искусство эллинизма представляло собой цельпо выраженпую художественную систему, настолько искусство Парфии и царства Кушан — этих, двух могучих империй, как бы зажатых между Римом и Китаем эпохи Хань, не знало общей программы действия, будучи предоставлено каждое собственной участи. И тем не менее, это искусство нашло общий язык, проникало взаимно одно в другое и, как это установлено с полной очевидностью, предрешило во многом последующее развитие искусства в римской Сирии и на всем христианском Востоке, включая прежде всего коптский Египет и Византию.

Было немало попыток определить сущность того нового, в сравнении с эллинизмом, что таит в себе парфянское искусство и искусство Кушан и что вошло, следовательно, в общий парфяно-кушанский изобразительный канон.

Предложенное когда-то М. Ростовцевым определение принципов парфянского искусства: фронтальность, спиритуальность, статичность, линеарность и веризм (то есть мелочная детализация) 283, как и вся последовавшая за тем обширная дискуссия по этому поводу, привели ее участников к довольно скептическим выводам. Оказалось, что ни линеарность, ни веризм (как на то указал, в частности, Д. Шлюмберже) 284 не являются исключительно парфянскими.

Также нельзя назвать всеобщим признаком этого искусства его спиритуализм. Но не случайно сущность парфяпо-кушанского искусства ищут прежде всего со стороны религиозно-философских систем эпохи и структуры образов культового и династийпого искусства. Это направление поиска и сейчас остается главным.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Смотрите информацию согласование проектной документации на нашем сайте.
Основа восточного узора © 2017