Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Метод изучения архитектурной орнаментики

Идейно-образные качества архитектуры составляют такое же непременное ее качество, как и соответствие здания определенному общественно-необходимому назначению. Ложное по замыслу и идее, бессмысленное по назначению лишено художественности при всем совершенстве узора. Но то, что вырастало из материальных и духовных потребностей людей (даже вследствие религиозных чувств), находило в искусстве форму своего художественного выражения и несло в себе эстетические качества.

В архитектуре и монументально-декоративном искусстве эстетические качества не могут быть искусственно выделены наподобие жизнетворных витаминов, имеющих свои химические обозначения. Однако комплексное рассмотрение ряда сторон, в которых выступает художественное явление, позволяет уловить в нем главное и характерное.

Сравнительно-исторический метод изучения архитектурной орнаментики — только первый шаг на этом пути. Он не дает полного ответа на вопрос о сущности ее эстетических качеств в рассматриваемую эпоху. Но благодаря ему эстетические качества гирихов и ислими XI—XIII веков предстают как формы чувствований и представлений, резко отличные от античности и раннего сродневековья, и как начало нового этапа в развитии художественного мышления феодальной эпохи. Наблюдения над формой заключают уже и некоторое понимание закономерностей, а также исторической обусловленности рождения данного стиля искусства. А это означает и частичное раскрытие тайны огромного воздействия на людей своей эпохи и последующих эпох.

Стиль архитектурной орнаментики XI—XII веков как новаторский стиль явился обобщением вековой практики народа, вступившего в новый этап своего социального и культурного развития.

Историческое значение его в том, что это был стиль, целостно выраженный в своем содержании, отвечающий вполне определившемуся мировоззрению разноплеменных масс. Из опыта народных мастеров и пестрого творчества различных родоплеменных групп в нем было отобрано, возведено в руководящий принцип и метод искусства только самое нужное для выражения эстетических идей своей эпохи.

Сущность этих идей, выраженных на языке строительного дела и декоративного искусства, мы уже отмечали: соединение центрического и портального принципа в композиции зданий; архитектоника масс и подчинение ей пространства; принцип дистанции и масштабности, выражающий соотношение больших и малых величин (своего рода иерархия, наличествовавшая в обществе), лаконизм и суровая простота объемов при тонкости и изяществе деталей: превращение стеновых материалов в отделочные; выработка и специальное совершенствование облицовок, развивающих качества самой архитектуры, организация плоских и кривых поверхностей в систему самостоятельных полигонов; полный отход от скульптурной пластики в сторону одноплановых (реже многоплановых) плоских узоров; блестящая разработка геометрических плетений и решеток в самых различных градациях формы от рельефного кирпича до совершенно плоского сграффито; необычайная культура линий — преобладание плавных кривых с выкружками в сочетаниях со спиралями и волнистым побегом на осях и сетках; высокий профессиональный опыт мастеров, выработавших определенную систему начертания узоров, всегда близких наилучшим возможностям материала.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017