Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

«Ислими»

Рисунок «ислими» обычно рисуется от руки, но составляющие его элементы подчинены ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны (синусоида) и завитка (спирали). Первая образует завитки и вихрящиеся сплетения ветвей с разбросанными на них завивающимися веточками и соцветиями, вторая — выоиок или побегун с отходящими от него в свободной симметрии концами веток, бутонов и листьев. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии, при соблюдении основного закона — двухмерности, плоскостности изображения. Ни одна ветвь или бутон не изображены в ракурсе, все элементы растения, получив форму плавных линий, завитков и выкружки, как бы разложены со вкусом и зажаты в одной плоскости. Они могут пересекать друг друга в два, три плана, но не могут развиваться в глубину. Контур рисунка при таком плоскостном изображении натуры имеет, естественно, главное значение. Соединение дуги и отрезка волны образует фигурный лист. Те же элементы лежат в основе вьюнка. Что касается более сложных мотивов цветка и бутона, то и они, имея исходной точкой развития цветки и бутоны предшествующего периода, подчиняются линейному ритму дуги, волны и спирали. Для цветочного орнамента памятников этой эпохи (росписи во дворце правителей Термеза, резьба по ганчу в мавзолее Хаким ат-Термези, терракоты Самарканда XI— XII веков) особенно характерны фигурные бутоны вытянутой формы с парными лепестками и длинным средним лепестком в форме стручка перца. В соединении с волнистыми или спиральными ветками они образуют исключительно изящный рисунок. Часто он сплетается с буквенным орнаментом (узгентские мавзолеи) или геометрическими фигурами (мавзолей Хаким ат-Термези). В основе этой фигуры, быть может, лежит мотив переработанного цветка лотоса, но абстрагирование рисунка от конкретных видов растений зашло здесь так далеко, что всякие догадки на этот счет были бы малоубедительны. Вместе с тем очевидно, что все образующие бутон элементы сводятся в конечном счете к той же дуге, волне и завитку.

Благодаря последовательному осуществлению принципа подчинения растительной формы ритму геометрических фигур описанная форма бутона и получила в мусульманском мире столь широкое распространение. «Сердцевинки» с выкружкой, образующие своеобразную пальметту, типичную для IX—X веков, фигурные многолепестковые бутоны с длинным фигурным лепестком, характерным для XI—XIII веков, могут считаться по праву принадлежащими всему декоративному искусству Средней Азии этих веков.

Отдельные элементы растительного узора служили для целей заполнения фона геометрических фигур и для решения более самостоятельных задач.Мотивы пальметты и полупальметты традиционного образца, характерные и для V—VIII веков, широко применены в резном ганче из дворца на Афрасиабе. Панели этого дворца представляют собою, как уже отмечалось, разностороннее собрание мотивов растительной орнаментики IX—X веков.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017