Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Геометрические рисунки XI—XII веков

Главное место мы уделили гирихам дворца в Термезе, ибо резьба по ганчу в термезской дворце — это энциклопедия орнаментов XII в. Такой же энциклопедией для территории Киргизии является резьба по терракоте и ганчу мавзолеев в Узгенте и Сафит Буленде. Не менее замечательны рассмотренные образцы резной терракоты памятников Самарканда и Бухары той же эпохи. Здесь не было возможности поместить графический анализ многих других исследованных нами гирихов XI—XIII веков; варианты их многочисленны. Можно лишь сказать, что представленные здесь образцы охватывают собой главные приемы композиции и построений в наиболее типичных, обычно сложных, вариантах.

Они дают нам возможность говорить об одновременном существовании в практике определенного круга мастеров всех проанализированных приемов композиции рисунка и его построений. Мы видели, как перед художниками-зодчими, упражнявшимися в геометрических построениях, возникла увлекательная задача: получить путем сочленения одних правильных фигур другие правильные фигуры, чтобы сочетание, скажем, восьмиконечных звезд рождало правильные пятиконечные звезды. Для того, чтобы решить эту задачу, надо было выйти из круга элементарных правильных фигур и построить звездчатые фигуры особой конфигурации.   Правильные звездчатые многоугольники, построенные на осях окружности, получили некоторую переработку — изломы сторон и усечения концов.

Деформация и изломы создают утолщения или уменьшения тела фигуры, что имеет значение для оптического эффекта. Мы могли убедиться в том, что никакого произвола в смысле свободного полета фантазии художника, направляющего бег геометрических линий, здесь нет и что весь геометрический орнамент XI—XII веков представляет собой строго последовательную систему приемов построения рисунка. И вместе с тем прикладная геометрия постоянно подчинялась творческому началу. Мастер предпочитал гармонические формы строгому следованию сеткам, нарушал их, вносил дополнительные фигуры, не останавливался перед употреблением неправильных фигур, выбирал наиболее благоприятные возможности при определении толщины линий и положения их в отношении осей.

Составление гирихов представляло собой искусство, основанное па точном знании свойств геометрических фигур и творческом использовании этих свойств композиции рисунка. Элементы, на которых складываются геометрические орнаменты, имеют свою местную терминологию. Она была приведена нами в альбоме архитектурных облицовок Бухары (музей искусств УзССР, 1939 г.) и отмечается также в работе Г. И. Гаганова. Однако названия элементов у него не вполне точны, поскольку некоторые термины трактуются слишком широко. Так, под названием «богичинар» фигурирует четыре рисунка, под названием «канчук» — пять рисунков.

 

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017