Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Другой медальон

Другой медальон имеет только одну ось симметрии. Силуэт его — многолопастной формы с килевидным венчанием. Бег спиралей вынесен, образуя густо плетенный узорный фон. Сам медальон заполняет изображение цветка на ветке. В композиции его плавный ритм линий и форм в состоянии устойчивого равновесия; полное отсутствие геометрии и необычайно тонкое чувство пластики и грации в изгибе ветвей и лепестков.

Нужно сказать, что в сравнении с резным ганчем резная терракота дает наиболее тонкие и изящные примеры выполнения пластического узора, особенно таких его сложных в композиционном отношении деталей, как розетка и медальон.

в) Каймы. Разнообразие каем XI—XIII веков в архитектурном орнаменте неисчислимо. В кирпичном рельефном узоре особенно примечательна так называемая «сельджукская цепь» (не приходится оговаривать, что она столь же «сельджукская», как и караханидская, газневидская и пр.). Образцы этого мотива уже отмечались нами (см. портал Рабати-Малик). В плоском узоре из кирпича так же типичны переплетающиеся и перегнутые «ремни» (см. мечеть Намазгах в Бухаре). Для резного ганча X—XIII веков лучшим и типическим собранием каем могут служить обрамления и пояски афрасиабских панелей и дворца термезских правителей. Первые сохраняют еще связь с античным меандром и относительно сдержанны, порой просты (рис. АО 115). Вторые рисуют нам весь цикл развития этого вида орнаментации — от тех же классических меандров и до сложных бордюров.

Уже в античном меандре жил мотив «падающей волны», выраженный в соответствии с задачами архитектурного убранства или характером используемого материала. На протяжении IX— XIII веков мотив вытянутого меандра очень далеко уходит от своих античных прототипов и все больше приближается сначала к «синусоиде» (плавной волне), а затем и цветочно-растительным формам, построенным на гштмах той же «падающей» или «плавной» волны. Требование строгого соблюдения ритма и соответствие месту («тяжелые» и «легкие» каймы статичного и динамичного рисунка) сохраняет значение главного условия удачного применения того или иного вида каем.

 

Такая же устойчивость и мотивах каем сохраняется, между прочим, и в узбекских «джияках», которые составляют среди вышивальщиц особый вид изделий, со "своим устойчивым кругом местных мотивов и форм

 

 
< Пред.
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017