Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Теория построения геометрических орнаментов Узбекистана

Теория построения геометрических орнаментов Узбекистана тесно связана с общей теорией построеппя геометрических арабесок Среднего и

Переднего Востока. Нужно, однако, сказать, что классификация их почти не разработана, а имеющаяся по ним литература носит чаще узкоприкладной характер. Между тем общая теория построения орнаментов требует, прежде всего, систематизации материалов по районам и областям, а затем и анализа отдельных групп построений.

В зарубежной литературе вопрос о геометрических арабесках рассматривается вне места и времени, как если бы они составляли "мусульманский» стиль вообще. В таком виде это понятие входит слагаемым в общую теорию орнамента. Исследования историков архитектуры частично устраняют этот пробел, но теории построения они не содержат.

Классическим трудом по общей теории орнаментики в зарубежной литературе долгое время считалась киига А. Ригля, напечатанная еще в конце прошлого века. Установив, что «геометрический стиль» имел распространение и самостоятельное развитие на местной почве, оп указал, как на главную основу этого стиля, на производственную деятельность людей (техника тканей, строительного дела и т. д.). В геральдическом орнаменте условных символов и знаков (der Wappenstiel) Ригль подчеркнул принцип симметрии. В истории растительного орнамента он различает два диаметрально противоположных принципа: выражением одного из них является растительный орнамент в греческом искусстве, другого — арабески. В византийском и Сасанидском искусстве этот исследователь видит переходные формы от одного принципа к другому. Мечеть ибн-Тулуна в Каире, как образец «раннесарацинского» орнамента, является для него исходным пунктом развития «сарацинского»

стиля арабесок, к которым он относит искусство всех стран ислама. «Если цель греческих художников, — заключает Ригль,— в сохранении живого узора из усиков и пальметт (Palmetenranken), то у сарацинских художников, наоборот, она проявляется как схематизация, геометризация, абстракция».

Вопросу о происхождении арабесок была посвящена в старом издании «Энциклопедии ислама» (1913—1936) статья Э. Херцфельда «Арабеска». К категории арабесок он относил растительные и животные формы узора памятников Каира, Кайруана, Алеппо и Копии по преимуществу. К арабескам относил он и мавританский орнамент Испании («мореске»). В более широком смысле Э. Херцфельд трактовал арабеску как «барочно-гротескный стиль». Геометрические узоры в статье об арабесках им вообще не затрагивались.

В своем капитальном труде по архитектурному орнаменту столицы багдадских халифов Самарры. Херцфельд писал, что книга А. Ригля «Вопросы стиля» остается в вопросе изучения орнамента основополагающей. «Материал, вновь подтверждающий теорию Ригля, с тех пор (1893) неизмеримо возрос. Мы можем сейчас добавить: нет в искусстве всего мира волнистого узора, который находился бы как-то вне круга культур эллинизма. Повсюду, будь то в Индии, будь то в Китае, волнистый узор всплывает в ту пору, когда благодаря завоеваниям Александра Великого греческое искусство было разнесено по всему известному тогда свету.

 

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
Реклама
Основа восточного узора © 2017