Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Священные животные

К числу таких древних мотивов, связанных с отмиравшими уже культами, относятся, например, изображения крылатых животных. Не будем касаться всего круга вопросов, связанных с этим мотивом изображения, так как это слишком обширная тема. Ограничимся лишь констатацией факта, что крыльями наделялись не только священные животные, но и короны некоторых правителей Средней Азии и Ирана. Головные уборы с птичьими крыльями носят персонажи, изображенные на монетах кушаншахов и эфталптов; они украшали крупную голову из терракоты на оссуэрии из Тейляка (Самаркандский музей), с ПТИЧЬИМИ крыльями на голове изображены герои и божества на терракотовых изделиях Самарканда, на серебряных чашах хорезмийского и согдийского происхождения и т. д. В настенной резьбе по ганчу дворца в Ктесифоне (VI в.) изображение птичьих крыльев и луны в кругу из перлов олицетворяет собой эмблему царственного дома сасанидов. В своей семантике она связана с мотивом небес (крылья) и круга (солнце). Быть может, эта эмблема имеет и другое, более сложное смысловое значение. Спустя несколько веков, с утверждением ислама, мы находим тот же мотив в резьбе по ганчу в столице халифата Самарре (IX в.). На этот раз «крылья» хотя и сохраняют знакомые очертания (перья или чешую), но ничего зоологического в них уже нет. Круг разорван и трактуется скорее не как «солнце», а как вписанное в завиток растение, цветок. Концы крыльев закручены. В Самарре мы можем наблюдать и дальнейшую стилизацию этого мотива.

В Бухаре и Термезе эта стилизация, быть может, совершенно независимо от Ктесифона и Самарры, проделала тот же путь развития и дает нам аналогичные, но еще более схематизированные изображения. Мы отмечаем их и в резьбе по ганчу на южном портале мечети Магоки-Аттари (XII в., во дворце правителей Термеза (XII в.) и на михрабе из Ашта. Фигуры парных крыльев приобрели к этому времени сильно геометри-зированную форму. Фигура строится в форме S-образных завитков, представляющих собой не что иное, как схематизированную полупальметту. Пользование ею часто тождественно в далеком Каире и в Самарканде.

Отметим в зтой связи мотив двух вписанных в круг фигур в резьбе по ганчу па портале караван-сарая Рабати-Малик (XI в.) и мавзолея Хаким ат-Термези (XI—XII вв.), где S-образная линия делит круг на две подобные части. Одна из них трактуется здесь в традиционных формах крыла птицы, другая — как полупальметта. Прежнее символическое значение круга с двумя вертящимися половинками исчезло, и его вытеснило новое понимание этого мотива как элемента отвлеченного растительного узора.

Не только животный мир, но и природа в целом утратили для художников средневековья свой предметно-чувственный характер. Увлечение геометрическим орнаментом и линейной стилизацией форм животных и растений вполне отвечало той борьбе, которую ислам вел с материалистическим воззрением на мир. Ислам был враждебен античной мифологии, однако образы ее продолжали еще долго жить в народной среде; привязанность народа к древним мифам была столь велика, что даже деяния мусульманских святых продолжали часто облекаться в форму привычных мифов. Животный эпос и мифы древности воскрешались каждый раз, когда народные массы поднимались на освободительную борьбу.

 

 
След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017