Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Стиль геометрических и растительных арабесок

Более интересна и ценна его попытка изложить методы построения некоторых гирихов. Здесь оп делает ряд правильных наблюдений относительно сеток (квадратов, прямоугольников, параллелограммов, ромбов и равносторонних треугольников), на которых методом раппорта строятся фигуры и составляющие их элементы.

В работе Г. И. Гаганова «Геометрический орнамент Средней Азии» умело выполнены образцы гирихов и правильно найдены их слагаемые — отдельные элементы. Свою задачу Г. И. Гаганов определил совершенно точно: «Изучение геометрического орнамента с целью его свободного воспроизведения для сохранения  и   передачи   известных  им   (мастерам)   мотивов.

Г. И. Гаганов сознавал неполноту поставленной им задачи, так "АрхИтектуреноеАэ,'' как пользование готовыми элементами сводит дело к подражанию или, в лучшем случае, к новым вариантам уже известных мастерам мотивов. Источник их остается таинственным порождением фантазии художника. Сознавал он и некоторую узость попользованного материала, так как авторы части альбомов-чертежей (дафгери гирех), которыми он пользовался, действительно «утеряли многие методы построения и часто, не зная основного принципа, взамен старых приемов пытаются сочинять новые, которые либо страдают неточностью, или же, наконец, представляют собой частные случаи построения».

Удачно и интересно начатая Г. И. Гагановым работа над архитектурным орнаментом Средней Азии, как уже отмечалось, не была завершена. Вопросы композиции, формы, материала и техники исполнения, вопросы эстетического качества геометрического орнамента остались незатронутыми. Процесс развития приемов построения гирихов исторически уже не был прослежен.

Некоторые вопросы построения гирихов были рассмотрены нами в книге «Панджара» 23'. Работа над решетками позволила нам проследить способы воспроизведения готовых рисунков и путем анализа первичных фигур приоткрыть завесу над тайной их зарождения.

Ниже мы излагаем теорию гирихов более полно. Объектом анализа будут образцы классического периода расцвета гирихов — памятники XI—XII веков. Процесс их дальнейшего развития будет прослежен в других главах этой книги, посвященных орнаменту XIV—XVIII и XIX—XX веков.

Гирих (правильнее гирех) — слово арабское и означает «узел». Каждый гирих — это узел в буквальном и переносном смысле. Строится гирих на сетках, образующих «узлы». Чтобы решить гирих, нужно, образно говоря, «развязать» узел, найти конец нити. Буквально же все сводится к нахождению основной фигуры и ее точного места па сетке.

Геометрический орнамент архитектурных памятников Узбекистана покоится, в основном, па геометрии круга, то есть решается с помощью циркуля и линейки. В основе его лежат фигуры, начертание которых вытекает из правильного деления круга на известное число частей п из построения на этой основе сеток и осей, имеющих значение систем координат.

Математика в ее отношении к искусству безжалостно строга. Она. по выражению автора «Кабус-намэ» (XI в.).— «свирепая наука'). Математика сковывала художника строгим режимом соразмерных фигур и сеток.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017