Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Шестиконечная звезда

Композиционно в основе этого гириха лежит шестиконечная с усеченными концами звезда. Повторение ее на встречных осях из точек, лежащих в двух противолежащих углах прямоугольника 3, дало искомый мотив.

Гирих этот можно разбить на однотипные полигоны, имеющие форму ромбов. Из них можно практически сложить весь узор.

Плитка (№ 19). Резная терракота из Ахсыкета (Наманганский музей).

Рисунок полностью совпадает с набором терракотовых плиток в щипце арочной ниши мечети Намазгах в Бухаре ( панно № 18). Зрительно они кажутся разными. Секрет в обработке узора: там набор плоских фигур, род кирпичного паркета на стене (предвосхищает изразцовую мозаику), здесь — резьба с глубокой выемкой фона. Но главное отличие — в композиции самого узора. Плитка из Ахсыкета представляет собой как бы вырез узкой полосой из гириха мечети Намазгах. Вырез сделан наискось с нарочитым наклоном осей. Это создает эффект колыхания фигур па волне, отмеченный уже нами при анализе панно № 2 из Термеза.

Гирих плитки можно разбить на те же однотипные полигоны, что и в панно № 18.

Панно № 20 во дворце правителей в Термезе, XII в., резной ганч. Рисунок заключает шестиугольники и шестиконечные звезды, переходящие в «тауль». Своеобразие этого гириха — в оптической трансформации фигур. В зависимости от фокусирования глаза па той или иной части узора, он воспринимается по-разному — то как шестиугольники, продолженные фигурами «тауль», то как шестиугольники, чередующиеся с прямоугольными звездами.

Гирих решается в пределах прямоугольника делением малой его стороны пополам, что позволяет найти радиус для шестиугольников, внешние, а затем и внутренние углы звезд.

Композиционно в основе этого гириха лежит шестиконечная с усеченными концами звезда. Повторение ее из противолежащих углов прямоугольника дало искомый мотив.

Гирих этот можно разбить и на элементы набора в виде однотипных полигонов згвумя способами: в форме ромба или типа «чаша», по классификации ал-Каши. Из них практически удобно «сложить» без дополнительных расчетов и построений все панно.

Панно № 21, резная терракота, XII в., из Афраснаба (Самаркандский музей).

Рисунок, богатый, нарядный, живой, выполнен на мотив решетки, без каких-либо дополнительных украшений. Кажется построенным не столько геометрически, сколько нарисованным по воображению.

Живость н разнообразие геометрического узора достигнуты в этом рисунке за счет причудливого излома прямых линий, введения, наряду с главными звездами, соединительных фигур и нарушения однообразия в отложении от осей толщины линий.

Порядок построения: из противолежащих углов прямоугольпика У 3 описываются круги радиусом, равным половине его диагонали, в них вписываются шестиугольники и строятся звезды. Построение их делением окружности на 12 частей несложно и вполне ясно из чертежа. Толщина линий звезд откладывается наружу, толщина линий соединительных треугольников — внутрь фигуры. Соединение отдельных замысловатых на первый взгляд фигур имеет здесь довольно простую композиционную основу. Противолежащие, вписанные в шестиугольник сложносоставные звезды и образуют на встречных осях шестиугольников весь искомый узор.

Гирих можно разбить па однотипные полигоны всего двух типов: из них легко «сложить» весь узор.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017