Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Получение прямоугольпика из квадрата

Более удобно получение прямоугольника  непосредственно из квадрата. Строится он почти так же, как и прямоугольник  (одну из сторон квадрата делят пополам и из найденной таким путем точки описывают отрезок дуги АВ).

В практике решения гирихов часто встречается прямоугольник, образованный делением окружности на десять частей. Пропорции его отвечают отношениям равнобедренного треугольника, углы оснований которого (72°) в два раза больше угла вершины (36°). Треугольник этот гармонический; его основание (хорда окружности) является малым отрезком золотого сечения, в то время как сторона (радиус окружности) — большим его отрезком.

Среди названных прямоугольников особенное значение имел на Востоке прямоугольник, построенный путем деления круга па шесть частей. Особенность прямоугольника состоит в том. что отношение его ширины и высоты совпадает еще с отношением половины основания равностороннего треугольника к его высоте (прпближено 7 : 12). Наряду с пим был широко распространен прямоугольник с отношенном сторон 3 :4. Он соответствует отношениям сторон «египетского треугольника», единственного прямоугольного треугольника, стороны которого образуют арифметический ряд (3:4:5).

Встречаются и другие сложносоставные прямоугольники, но они являются производными от названных выше и будут рассмотрены дальше в требуемых случаях.

Бесконечное разнообразие композиций и приемов построении предполагает наличие известной системы. Трудность выявления этой системы заключается в том, что геометрический орнамент

Узбекистана возник и развивался исторически. Та система его, какую мы застаем в период наивысшего его расцвета в Средней Азии (XI—XII вв.), заключает в себе решение ряда связанных между собой задач: организацию мотивов на плоскости (система сеток), построение отдельных фигур, лежащих в основе орнамента, композицию из фигур на сетке и практику их построения.

Однако построение гириха дает только линейную схему геометрического орнамента. Затем следует выполнение его в натуре, когда па первое место выдвигается уже не математическая закономерность, а эстетический момент, использование возможностей материала, техники резьбы или росписи, индивидуальный стиль, манера работы мастера, его искусство.

Обе стороны дела — построение орнамента в линейной схеме и художественность выполнения — связаны между собой. Но прежде чем касаться художественной стороны дела, необходимо проанализировать сам метод построения геометрических орнаментов в линейной схеме.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017