Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Переработка мотивов животного царства

Переработка мотивов животного царства в мир растительной орнаментики интересна еще как показатель разного отношения к этой задаче в городском и сельском ремесле. В феодальных торгово-ремесленных городах, где сильнее сказывались ограничения и запреты ислама, этот процесс сливался зачастую с иссушающим влиянием религии. «Геральдический стиль» в трактовке животных был. в свою очередь, вызван приверженностью феодальной знати к гербам и знакам сословных отличий. Все это пе могло не оказывать известного влияния и на общий характер декоративного искусства феодальных городов.

В сельских местностях идеология высших классов феодального общества не имела столь большого влияния па искусство, и в нем ярче проявлялись местные, локальные черты народного творчества. Здесь больше, чем в городах, сохраняли значение мотивы условного изображения небесных светил (луна, солнце, звезды), эмблемы животного мира (часто тоже как олицетворение небесных сил), колонны и священные деревья (дерево жизни), подобия квадр и метоп, заимствованных, вероятнее всего, из традиционного убранства древних сооружений. Известную роль сохраняли также племенные, тамгообразные знаки, из которых многие перешли затем и в архитектурное убранство зданий из жженого кирпича и резной терракоты. Утратив свое былое смысловое значение, они наряду с искусством городов, вошли в архитектурный орнамент средневековья как уже лишенные религиозного значения художественные формы.

Таким образом, архитектурный орнамент Узбекистана и Средней Азии IX—XIII веков не был односоставен ни по времени, ни по запасу своих мотивов и форм. Отражая исторический ход развития строительной техники, художественных вкусов и потребностей различных социальных групп и классов феодального общества, оп выражал их эстетические идеалы и вкусы (насколько это вообще возможно в монументально-декоративном искусстве). Главной основой этого искусства было художественное ремесло и питавшее его народное творчество города и деревни.

Художественные качества архитектурного орнамента XI— XII веков и эстетические воззрения эпохи. Художественные качества произведений искусства любой эпохи нераздельно связаны с их идейно-образным выражением и мастерством исполнения. Однако идея художественного произведения, строй его образов, техника работы мастера не исчерпывают собой эстетических достоинств вещи. Критерий художественности сложен. В живописи одни ценят ее идею и уровень исполнения, другие внимают больше своим чувствам, настроениям, переживаниям и, погружаясь в них, находят как бы в себе самих мерило оценки произведения. Обе эти стороны эстетического восприятия связаны между собой, и нельзя исключить одну из них ради другой. Еще более сложно обстоит с архитектурой и монументально-декоративным искусством, поскольку произведение архитектуры — это не только искусство, но и прежде всего целесообразно возведенное сооружение.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017