Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Музыкально-танцевальные драмы

Музыкально-танцевальные драмы на сюжеты древнеиндийского эпоса были зрелищем, но также и воспроизведением актов творчества божества, выраженных в играх, обрядах, песнях, имевших фольклорную основу. Танцы и пантомимы в честь главных воплощений Кришны в «Махабхарате» и Рамы в «Рамаяне» рисуют целый мир образов, в которых трудно отделить религию, философию и искусство.

И хотя традиционные сцены и представления подвергались обработке в духе религиозной литературы брахман, все же пантомимические танцы в богатых и ярких костюмах и фантастических масках были подсказаны больше всего различными национальными формами народного творчества. На их основе была разработана мимика и канонические жесты, движения, позы, служившие выражению самых сложных понятий, чувств и ситуаций.

Шиваитская литература описывает шестьдесят четыре из ста восьми танцев Шивы. Каждому жесту многорукого Шивы, творящему мир в танце, придавался глубоко символический смысл присущей религиозной символике брахман.

Но танец Шивы заключает в себе также и момент собственно-философский: танец выражает движение как источник творческой энергии. Образная сущность танца Шивы — в идее созидания, формообразования, материализации, одухотворения и распада — как сущности жизни. Брахманы дали этому образному представлению значительную окраску индуизма и перенесли в план символики космической деятельности божества. Но художественная идея, отраженная в мифе, была зафиксирована каноном и тем спасена от угрозы ее разрушения.

Древнеиндийская философия, отражая кастовый строй с его регламентациями и ограничениями, подвергла тщательному анализу, классификации и фиксации все типические формы физического и душевного состояния человека. Этим была подготовлена строгая фиксация этих состояний и в искусстве.

Различного рода сутры, шастры — прозаические и стихотворные — содержали нормы и законы, касавшиеся всех сторон религиозной и светской жизни. Они насыщали собой мифологию, эпос и фольклор, пронизывали произведения описательного и философского характера. Согласно этим трактатам и установлениям душевный мир человека складывается из состояний, переживаний и настроений. В них для каждого состояния определены его типические формы (деятельная жизнь, инертное состояние чувств, утрата сознания — погружение в брахман, чистое сознание, в смысле единения личности с божеством). Такими же типическими формами выражены душевные переживания: стойкие (любовь, ненависть, гнев, страх и т.д.), неустойчивые (беспокойство, волнение, радость), внешние (наступившее оцепенение, проступающий пот, дрожание, слезы). Настроения также имеют свою классификацию: любовь как род эротического «настроения», «смешное», жалость, сочувствие, вызывающее гнев, героическое «настроение» и т. д. (нет надобности приводить специальную терминологию этих канонов, в данном случае не обязательную и вообще громоздкую).

Все состояния, переживания и настроения передавались системой жестов, составлявших канон эмоций. Согласно трактату «Иатьяшастра», написанному в первые века н. э., каждая группа движений отвечала определенному значению. Трактаты предписывали основные положения танца и статуарных поз: тройной изгиб туловища в передаче движения ног, туловища н головы, спокойную позу с легким изгибом тела и перенесением центра тяжести тела на правую или левую ногу; уравновешенное положение в состоянии покоя и созерцания.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017