Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Мотивы пальметты

Мотивы пальметты в виде «сердцевиною» с выкружками нашли себе большое применение в заполнении фона геометрических фигур в мечети Магоки-Аттари в Бухаре (XII в.). Здесь фигуры «сердцевиною» компоновались в разных взаимоположениях на осях зеркальной и центральной симметрии. Такие приемы компоновки сердцевинок или S-образиых полуиальметт особенно интересны в резном ганче дворца правителей Термеза, где они располагаются на сетках квадратов и треугольников. В ряде случаев растительный орнамент самостоятельно заполнял целые участки обычно строго ограниченного поля (например, тимпаны арок). Больших панно, в которых растительный узор развивался бы самостоятельно, вне геометрического орнамента, мы для XI—XII веков не знаем.

Лучшие образцы архитектурного орнамента этой эпохи соединяют в себе благородство ритмов и членений архитектуры раннего средневековья (в которой жили некоторые элементы позднеантичного искусства) с достижениями декоративного искусства IX—XTI веков. Примером таких выдающихся образцов архитектурного орнамента этой эпохи является резная терракота с портала мавзолея Ибрагима ибн-Хасана (XII в.) в Самаркандском музее. Членение поля на серию фестончатых кругов из перлов, соединенных между собою малыми кругами, — прием, характерный еще для VI—VIII веков. Между ними — сплетения стеблей на основе волны.

Фестоны заполнены мелким узором из симметрично сплетающихся в плетенку и расходящихся ветвей и листочков. Рама и фестончатые круги профилированы и оттеняют лежащую в заглублении мелкую резьбу.

Последовательность метода построений, соблюдение определенной системы в рисунке, мастерство исполнения и полное выявление возможностей материала — все это создало выдержанность стиля архитектурного орнамента Узбекистана XI— XII веков и придало ему значение выдающегося явления во всеобщей истории архитектуры и декоративного искусства.

Специальные фигуры. Па грани растительного и геометрического орнамента стоят некоторые фигуры, роль которых в среднеазиатском узоре исключительно велика. Это мадохили, медальоны, фигурные арочки, розетки. Они компонуются па основе сравнительно небольшого числа простейших элементов.

Поскольку эти фигуры представляют собой геометризацию растительных форм, основным элементом композиции являются для них распространенные еще в античной архитектуре «гусек» и «каблучок». На основе их в средние века была создана на Востоке фигура, известная сейчас среди бухарских мастеров под названием «сар-бохори».

Они сыграли важную роль в построении мадохилей, узоров для медальонов, розеток и каем.

а) Мадохили. Мы уже отмечали, что еще на пороге раннего средневековья существовали «протомадохили» — то есть такие фигуры, построенные на основе «гуська» и «каблучка», которые входят друг в друга, заполняя всю декорируемую плоскость без остатка. «Протомадохили» и «ранние мадохили»

IX—XI веков строились, в основном, путем построепия пересекающихся кругов; при этом получались трилистники.

Практика мастеров IX—XIII веков обнаружила богатейшие возможности построения мадохилей самого разнообразного рисунка как па основе классических форм гуська, каблучка, так и на основе производного от них сар-бохори и иных профилей. Мадохили строятся на диагоналях сетки квадратов следующим образом.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017