Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН И СТИЛИСТИКА ФОРМ НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ

Некоторым понятиям из области истории и теории искусств свойственно на каких-то этапах социального бытия исчезать, чтобы потом появиться вновь и возбуждать к себе свежий интерес. К их числу относятся стиль и канон.

Понятие «стиль» (как форма выражения художественных идей) входит снова в обиход в связи с изучением разных художественных течений. Вслед за стилем всплывает на поверхность и «изобразительный канон». Это понятие призвано связать исторические стили с традицией и тем определить общие законы развития искусства в прошлом и настоящем. Конечно, понятие «изобразительный канон», как и понятие «стиль», выпало из нашего словоупотребления не случайно. «Это старая история: вначале всегда из-за содержания не обращают внимание на форму».

Вместе с тем похоже, что и само изобразительное искусство Нового времени потеряло веру во всякие каноны вообще, почему и вспоминало о них чаще с оттенком неприязни. Эта потеря веры в каноны — прямой результат упований на интуицию художника, стремления дать простор самовыражению.

Новый интерес, проявляемый в наши дни к проблемам изобразительного канона, показывает, что назрела потребность осмыслить искусство прошлого и настоящего со стороны не только содержания, но и формы. И в том, что этот интерес к канонам., их властной силе в искусстве так велик — не отклик на замогильный зов предков, а живое стремление современника познать законы искусства каждой из эпох, найти в хаосе современных художественных исканий некую прочную основу, имеющую силу физического и нравственного закона.

Понятию «канон» в наши дни придают два разных и как будто несхожих значения: канон — как образец для подражания и канон — как правило фиксации образа и строения формы. Но так как правило, выраженное в каноне, не беспредметно и его относят именно к образцу, в котором художественный идеал находит свое выражение, то оба эти толкования означают, собственно, одно и то же. Только в одном случае канон предстает извне, как бы с фасада, в другом — изнутри, как бы в разрезе его сущности.

Отношение изобразительного канона к исторический стилям и традиции вытекает из механизма действия канона. Речь идет о присущей канону строгой зафиксированное образов и строения формы, как главной вековой черты искусства вообще, восточного искусства разных эпох особенно.

Зафиксированность эта имеет свою хорошую и дурную стороны. Она подводит итог свершениям, и тем приводит стиль и метод в одну систему. Она дает этой системе силу закона и тем движет искусство в определенном направлении вперед. В этом отношении канон выступает как кодекс изобразительных правил и эстетический идеал одновременно.

Вместе с тем зафиксированность структуры образов и разных областей строения формы имеет своим следствием сковывающую роль канона относительно хода развития искусства в целом, реалистических его тенденций в частности.

 

 
< Пред.
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017