Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В сравнении с малоазийским архитектурным орнаментом XII—XIII веков среднеазиатский орнамент XI—XII веков кажется более плоским и графичным. Здесь легко допустить некоторое влияние на искусство религиозных сект, видеть в нем отражение иссушающего ригоризма ханифитов на Востоке и терпимость к фигурным изображениям со стороны шиитов на Западе. Однако такая точка зрения неправильна. Растительный орнамент малоазийских сельджуков действительно более мясист, пышен, имеет часто пластически выраженный рельеф, образующий игру светотени. Орнамепт газпенцдскнх и караханидских земель более строг, и декоративность его доведена порой до предела, пластические начала в нем сводятся до минимума, преобладает чистый узор. Вместе с тем мало-азийский орнамент часто бессистемен и эклектичен: византийские, сирийские, арабские и другие элементы продолжают в нем жить и создают впечатление расточительной роскоши. Тем привлекательное качества архитектурной орнаментики Средней Азии XI—XII веков в ее классически выдержанных образцах.

Самые отвлеченные формы местной орнаментики этой эпохи не беспредметны; они всегда связаны с архитектурой здашш в целом, неся функцию практической и истеттимкоп целесообразности.

Органическое слияние замысла (идеи) с образным его воплощением и материале, требующее высокоразвитого чувства художественной формы, и составляет, видимо, главное эстетическое качество орнаментики XI—XIII веков, частью развитое дальше в последующие века, частью утраченное затем, в связи с изменениями в общем содержании художественной культуры средневековья.

Деятельность ученых Сродного Востока IX—XII вв. была глубоко рациональна в своих оспинах и отвечала всему уровню современных ей точных и гуманитарных наук (механики, философии, поэзии, музыки), стиль геометрических и растительных узоров последнего тысячелетья песет на себе отпечаток религии.

Теория построений архитектурного орнамента, разработанная в совершенстве еще к древности и неизмеримо развитая построения  затем и созданная заново, в пору великих математических догиозных запретов и ограничении ислама, однако вся система    вступительного образов и методы построения узоров имеют народно-поэтическую художественную основу; они тесно связаны с высшим - Булатова, мн достижениями художественного ремесла, строительного дела и прикладных наук.

Технология строительных материалов, методы пропорциоиирования, нормирование строительных деталей, расчеты и построения в натуре составили основу, над которой архитектурная орнаментика Средней Азии только и могла достигнуть совершенства (в IX—XII вв. в резном ганче, дереве, терракоте; в XIV—XVII вв.— в поливной многоцветной керамике и многообразных видах полихромной и монохромной резьбы, росписи, инкрустации). Благодаря тесной связи архитектурного декора с развитием строительных приемов и конструкций, архитектурная орнаментика  Средней Азии вышла за рамки планиметрии и захватила область стереометрических решений. В результате появились декоративные украшения, разработанные на основе систем сводчатых конструкций, парусов, сталактитов, составивших особую замечательную область среднеазиатского монументально-декоративного искусства.

Архитектурный орнамент переживает в наши дни решающую полосу в своем развитии, какую он переживал и при переходе от античности к средневековью. Как искусство, орнамент всегда был созвучен своей эпохе. Нет единого для всех эпох стиля орнаментации. Всякий стиль выражает в искусстве духовное состояние народа своего времени. Поэтому ни повторять целиком старое, ни отказываться от него — неверно. Народность и национальный характер современного орнаментального искусства должны определяться не степенью приближения к старым образцам, а интересами жизни, верностью вкусам, психологии, характеру людей социалистического общества.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017