Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Борьба за независимость против власти багдадского халифата

Борьба за независимость против власти багдадского халифата и за установление собственной государственности (при саманидах) вызвала возрождение образов национального эпоса. Герои литературных произведений Дакики, Рудаки, Фирдоуси утвердились надолго и в декоративно-прикладном искусстве (стихотворные строки и фигурные изображения на керамике ж металле). К ним прибавились, особенно в XI—XIII веках, сцепы животного эпоса, полуфантастические образы которых возникли под влиянием древних космогонических представлений и народных верований.

Очень характерны в этом отношении уже упоминавшиеся нами колонна  и резная деревянная доска из Обурдона.

Первооткрыватель обурдонской колонны М. С. Андреев полагал, что резьба на ней заключает сочетание рыбьего хвоста, тела змеи или червя и головы птицы. Несколько по-иному описывает этот орнамент В. Л. Воронина. Она отмечает, что «па чешуйчатых изогнутых лопастях, напоминающих тела рыб, соединенных хвостами с глазком в виде конической шишечки, размещены попарно птичьи головки. Шейки птиц украшены частью кружками, частью чешуйками, горлышко отмечено поперечной полоской. Крулый выпуклый глаз и клюв исполнены вполне реалистически. Из-под птичьих шей тянется вверх вторая пара рыб, но миниатюрных и трактованных иначе. Таков средний ряд орнамента. Верхний и нижний ряды несколько отличны в деталях: внизу птичьи головки заменены рыбками, вверху рисунок завершается второй парой птичьих головок на длинных шеях, которые венчают собой всю орнаментальную композицию... Фантасмагория животных образов сочетается в причудливой гармонии, где игра линий рождает новые химеры: попарные конические глазки и клювоподобный рельеф между ними, вместе с очертаниями рыбьих тел, напоминают голову филина. Это еще невиданный образец чисто зооморфного орнамента, где растительные формы совершенно отсутствуют...».

Игра линий в этом узоре действительно «рождает новые химеры». Однако необходимо внести некоторые уточнения и поправки к приведенному выше описанию.

Заметим, прежде всего, что композиция узора капители обурдонской колонны строится по типу входящих друг в друга фигур; они располагаются в шахматном порядке в три яруса. Так как капитель имеет коническую форму, то фигуры не могли быть выполнены одинаково. Имеются и индивидуальные различия: птичьи шейки в одних случаях из перлов, в других — из чешуек. Но в основном каждая фигура

состоит из парных чешуйчатых крыльев, уже известных нам по орнаменту более ранних эпох (крылатый баран в резном ганче дворца в Кише, изображения рогов барана между распахнутыми крыльями в росписях Балалык-тепе). На капители обурдонской колонны их место занимают парные птицы; в среднем ярусе с более короткой, в верхнем ярусе — с длинной шеей; нижний ярус заполняют парные лепестки, напоминающие стручок. В промежутках между фигурами — сердцевидные пальметты с выкружками. Благодаря игре теней и сложным переходом линий и возникают фантастические образы — не то червей, не то змей, не то филинов. В действительности здесь главенствует мотив птицы с петушиной головой и длинной шеей на фоне поднятых концами кверху крыльев с чешуйчатым оперением.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017