Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Виды техник выполнения орнамента

Техника выполнения орнамента на изделиях разнообразна и отличается:

I.             По характеру линии рисунка: а) непрерывная, прерывистая; б) острая и мягкая; в) ровная и с годными краями;,

г) четкая и смятая.

II.           По виду инструмента: а) деревянное лощило с округлой верхней частью; б) заостренная палочка (степень заостренности и характер конца различен); в) металлические острия; г) инструмент в виде гребешка с различными по характеру и форме зубцами; д) ножи разных размеров и вида; е) полая палочка (простейший штамп); ж) серия керамических штампов-печатей, приготовленных из глины и обожженных; з) формы (матрицы) приготовленные из глины, с разнообразными рельефными рисунками на внутренней стороне, обожженные. (Однако все перечисленные орудия составляют лишь часть возможных, находившихся в употреблении средневековых мастеров инструментов).

III.          По характеру рабочей части инструмента:

1 Острия: а) одноострийные, многоострийные; б) острия треугольного сечения, четырехугольного; в) твердые, мягкие;

г) четко оформленные, расслаивающиеся; д) деревянные, металлические, возможно, костяные.

2             Лезвие, грань: а) лезвие ножа прямого; закругленного конца ножа, грань деревянного лощила.

3             Штампы: а) с вогнутой поверхностью; б) с выпуклой рабочей поверхностью; в) с плоской поверхностью и врезным рисунком.

IV- По характеру рельефа и технике нанесения рисунка различаются следующие виды орнамента: 1. Процарапанный. 2. Прочерченно-вдавленный. Мягкая рельефная линия образуется путем частичной деформации, продавливания глиняной массы при движении инструмента. 3. Резной. Рельефные фигуры вырезались по глине с частичным удалением глиняной массы. 4. Налепной. Выполнялся путем нанесения дополнительной глиняной массы на поверхность сосуда в виде лепного украшения или простого глиняного налепа с последующей орнаментацией его различными способами. 5. Штампованный рисунок. Нанесение рельефного рисунка происходило за счет частичной деформации стенки сосуда при нажиме инструментом на глиняную массу: а) штампом-печатью украшение наносилось путем надавливания штампом на глиняную массу сосуда или обратно); б) штампом-формой (изделие полностью или частично изготовлялось в орнаментированной форме путем вминания глиняной массы в рельефные формы).

Рельефный орнамент, как правило, размещался по горлышкy и плечикам сосуда. Исключение составляет орнамент штампованный. Все виды орнамента, за исключением полученного в штампе-форме, наносились на кругу. Игра светотени рельефных рисунков на изделии, четкость и красота формы кувшинообразных сосудов делали их красивыми и изящными.

Особую группу в техническом исполнении составляла керамика расписная с плоским цветным орнаментом.

Таким образом, в период X—XII вв. рельефный орнамент в среднеазиатской керамике достигает своего расцвета в технологии (разнообразие приемов, техника исполнения), а также в сложности и красоте рисунка.
 
След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017