Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Техники орнаментации по Бернштаму

Несколько по-другому подходит к описанию техники орнаментации А. Н. Бернштам. Рассматривая керамический материал исследуемой им области в различные периоды, он выделяет для каждого из них характерные приемы орнаментации. Так, для согдийского периода отмечается орнамент «желобчатый» (палец и тупой стек); накладной в виде полос или жгутов (пальцы, иногда насечки тупым стеком); выемочный, когда орнаментальная полоса прорисовывается благодаря выемке ненужного теста, дающей контур желаемой линии (как правило, острый металлический стек); изразцовый — путем глубокой резьбы острым стеком».

Для карлукского периода выделяются восемь основных приемов:
1) тупой стек, 2) пунсон, 3) штамп, 4) гребенчатый штамп, 5), резьба, 6) выемчатый орнамент, 7) орнамент, сделанный пальцем, 8) налепной жгут. В данном случае для каждого из периодов описание технических приемов орнаментации производится на различных основах — для согдийского, например, по характеру его, для карлукского — по инструментам и принципам нанесения орнамента.

1.    Интерес представляет последовательная классификация В. А. Городцова приемов орнаментации для древнерусской керамики. «В предполагаемой классификации,— отмечает он, — вводятся деления элементов орнамента на роды и виды. Основанием деления служат орудия или инструменты, которыми воспроизводились элементы. Способ применения тех или других из них положен в основу характеристики семейств, общие и типовые формы самих орудий в основу деления на роды и т. д. ».
2.    Эта классификация, однако, недостаточно удобна, поскольку, во-первых, инструменты, которыми наносились рисунки, слишком многочисленны, разнообразны, во-вторых, мы пока предполагаем действия инструментов и не во всех случаях можем назвать их совершенно определенно; в-третьих, одним и тем же инструментом рисунок выполнялся различным образом (гребешки, штамп и прочерк). Поэтому выделять виды орнаментированной керамики по инструменту орнаментации кажется нам не совсем целесообразным. Отмечается путаница в определении типа, видов орнаментов и в работах зарубежных исследователей. Поскольку каждая из классификаций техники орнаментации несколько затрудняет определение характера орнамента в направлении технического изучения керамики, автор данной работы использовал разделение декорированной керамики по методу нанесения орнамента. Это первоначальное разделение на большие группы помогает в некоторой степени систематизировать и исследовать основные приемы и принципы орнаментации керамики рассматриваемых объектов, но, безусловно, Требует дальнейшей классификации, с учетом инструмента, глубины и характера рельефа и т. д. Более детальная классификация должна вытекать из групп, полученных на основе широких обобщений, возможно, на основе предлагаемых в данной работе технических приемов нанесения, способа орнаментации.
3.    Для исследуемых комплексов (Хульбук, Магиан, Лягман, Афрасиаб) можно выделить следующие основные приемы орнаментации керамических изделий, широко распространенные в Средней Азии (в основу берется взаимоотношение поверхности сосуда и рельефа, линии рисунка):
4.    1. Орнамент прочерченно-процарапанный (тонкая рельефная линия или серия линий, полученных за счет разрыва поверхности слоя глиняной массы острием).
5.    2. Орнамент — прочерченно-вдавленный, полученный за счет уплотнения глиняной массы специальным инструментом, образующим мягкую грань, обычно круговую. Движение инструмента непрерывное.
6.    3. Орнамент вдавленный, полученный за счет уплотнения глиняной массы и частичной деформации стенки сосуда, прогибания ее внутрь (мягкая поверхность), прерывистое движение инструмента.
7.    4. Орнамент налепной — нанесение на поверхность дополнительно глиняной массы с различными техническими вариантами ее украшения.
8.    5. Орнамент резной — выемка глиняной массы острым инструментом (углубление в поверхности стенки сосуда). Резной орнамент предполагает четкие грани рисунка, следы прерывистых движений острого металлического или деревянного инструмента. По технике исполнения он может быть разделен на различные виды — изразцовый, выемчатый и пр.
6    Штампованный — за счет деформации стенки, уплотнения ее при нанесении рельефа орнамента штампом.
7    Нарисованный кистью.

Остановимся на рассмотрении некоторых характерных приемов орнаментации и различных вариантов их. Изделия чаще всего орнаментировались тут же, на гончарном круге, по окончании формовки. Это связывалось и с тем, что значительная часть орнаментов наносилась при вращении круга, образуя круговой рисунок. Достаточно полно, различные виды и приемы украшения изделия представлены в керамическом материале из Хульбука, на примере которого мы рассматриваем основные принципы орнаментации. Здесь орнаментировалась значительная часть неполивной керамики очень разнообразным способом: прочерчиванием, резьбой, росписью, налепом, штампом.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017