Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Сосуды из двух половинок

Исследуя. материал Хульбука автор склоняется к тому, что для этого объекта можно отметить вариант изготовления орнаментированных сосудов, состоящих из 2 половинок в специальных формах без предварительной формовки на кругу. Такой вариант изготовления орнаментированных сосудов отмечен и для Афрасиаба.

 

Рассмотрим фрагмент одного из таких изделий. Он представляет собой нижнюю часть кувшинообразного сосуда (КП-140/41). Внешняя сторона его украшена красивым рельефным орнаментом, внутренняя покрыта крупными беспорядочными вмятинами в разных направлениях. Они получались при вминании глиняной массы в форму (матрицу) и формовки в ней стен сосуда (сама форма диктовала кривую стенок сосуда). Глубокие беспорядочные вмятины при сравнительно небольшой толщине стенок не оправдали бы первоначальную формовку на кругу, особенно при очень тонких (соотношение высокого рельефа и тонкой стенки сводило бы на нет круговую формовку) стенках, тем более что формовать детали на кругу, подрезать их и снова склеивать, а также находить нужный момент в состоянии глиняной массы для нанесения штампованного орнамента по всей поверхности сосуда гораздо труднее, чем формовать их прямо в формах-матрицах, имеющих дно и полную кривую изготовляемой формы сосуда. При формовке нижней части сосуда на кругу не было бы необходимости в лепном дне, в Хульбуке же дно лепное у всех фрагментов, сохранивших его участки. Совершенно отчетливо прослеживается своеобразный характер теста черепка, отсутствие ориентировки пор и частиц кластического материала глиняной массы (микроскопическое исследование и рентгеновские снимки). Совершенно иной вид имеет фрагмент верхней части, плечиков сосуда (КП-140/87А) со сплошным сложным орнаментом, полученным скорее всего дисковидным штампом-печатью по сосуду, изготовленному на кругу. Внутренняя поверхность сосуда имеет лишь небольшие аккуратные и правильно расположенные (рядами) вмятины. Они неглубокие, расположены определенным образом.

 

Наряду с изделиями, тулово которых было полностью отштамповано в орнаментированной форме, встречаются комбинированные сосуды. Одна часть, обычно верхняя, изготовлялась в орнаментированной форме, другая, нижняя — на кругу. Древнюю технику формовки и орнаментации сосудов в форме возродил в своих изделиях современный самаркандский мастер Джиракулов. Мастер изготовляет красивые сосуды в специальных формах с резным орнаментом следующим образом. Из специальной очень пластичной и хорошо обработанной глины приготавливается лепешка, которая на-кладывается на внутреннюю поверхность формы. Обеими руками масса вминается в рельефы рисунка. При необходимости накладываются дополнительные кусочки глины и также разминаются. Вмятины, оставленные формующими пальцами, иногда заглаживаются мокрой тряпкой. После некоторой просушки сделанная таким образом половинка изделия отделяется от формы и скрепляется с другой половинкой изготовленной таким же способом. Стенки изготовленных подобным способом изделий могли быть очень тонкими. Скреплялись половинки и горло, сформованное на кругу, при помощи специально приготовленной жидкой глины с добавлением иногда в нее для лучшей связи органического вещества. Этот способ формовки, как уже отмечалось, хорошо прослеживается на хульбукских изделиях. Мастера Хульбука, Мерва, Афрасиаба и других городов использовали ставший модным в XI—XII вв. прием изготовления орнаментированных изделий в специальных формах и получали богато декорированную неполивную керамику.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017