Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Штампованный орнамент

Штампованный орнамент как технический прием занимает в керамическом ремесле рассматриваемого периода значительное место. На Среднем и Ближнем Востоке он восходит к древности. Для Средней Азии известен уже в Кобадиане (Кобадиан III). М. И. Вязьмитина отмечает его для кушанской керамики Айртама, замечая, что анализ некоторых орнаментальных мотивов айртамской керамики дает возможность предположить применение металлических и глиняных штампов. Штампованные рельефные украшения в виде розеток, изображений животных и людей встречаются на античной керамике Явана. Для раннего средневековья, в частности в Мерве VII—VIII вв., наряду с изделиями, украшенными отдельными отштампованными рисунками, отмечаются сплошь орнаментированные сосуды. Штампованный орнамент известен на изделиях мастеров VIII—X вв. Варахши, Афрасиаба, Пайкенда. Для Ближнего Востока прекрасный комплекс керамики, украшенной штампованным рисунком и в форме с рельефным украшением дают Самарра, Сузы, Баальбек, где штампованный орнамент был широко распространен. В период XI—XII вв. техника орнаментации штампом в Средней Азии и на Ближнем и Среднем Востоке достигла особенного развития.

Совершенствуется техника орнаментации. Рельеф рисунка становится глубже, рисунок ярче, инструменты разнообразнее. А. Н. Бернштам связывает развитие штампованного орнамента в Средней Азии в период XI—XII вв. с увеличением серийного производства посуды для массового производстства. П. Н. Кожемяко отмечает преобладание в XI—XII вв. штампованного орнамента для городов Чуйской долины. Широко известен штампованный орнамент на керамике этого периода из Афрасиаба, Мерва, Хорезма, Хульбука и других среднеазиатских городов.

Керамика XI—XII вв., украшенная штампованным рисунком, отличается богатством узоров, орнаментальных мотивов. Выделяется два типа: изготовленная на кругу и украшенная штампом-печатью различного вида и формы, т. е. обычная круговая керамика, украшенная рельефным орнаментом, и сделанная в специальных орнаментированных формах. Оба приема технически различаются и имеют разные варианты исполнения.

Керамика, орнаментированная штампом-печатью различного вида и характера, широко представлена в керамических материалах городов Средней Азии X—XII вв.: Афрасиаба и Термеза, Мерва и Хорезма, Пайкенда, Калаи-Боло, Лягмана, Хульбука, Магиана и других городов Ближнего и Среднего Востока. Рельефные надписи, растительные узоры, геометрические рисунки, изображения животных украшали сосуды средневековых мастеров и прежде всего изделия закрытых форм. Высота и характер рельефа рисунка были различными и зависели от вида, формы и размера штампа-печати. Согласно А. Н. Бернштаму, штампы по своим техническим качествам различаются по двум типам: накладывающие (или врезающие) узор и отдавливающие барельефы. Другими словами, штампы выполняют два древних технических приема украшений — резьбу и накладной орнамент путем лепки. В первом случае рисунок получается врезанным, во втором — выпуклым. Штампы-инструменты имели соответственно вогнутую или выпуклую рабочую часть поверхности. В качестве инструмента-штампа выступали различного рода глиняные штампы-печати с резьбой, деревянные, металлические. Их рабочие поверхности можно восстановить по характеру отпечатка на орнаментированном сосуде. Употреблялись специально изготовленные штампы и различные бытовые предметы, выступающие в качестве штампа-печати. Иногда простейшим штампом могла служить обычная полая палочка или какой-нибудь другой предмет — пуговица, бляха.

Среди археологических находок керамические инструменты встречаются чрезвычайно редко, но глиняные штампы-печати сравнительно в большем количестве были обнаружены на Афрасиабе и в Мерве, в единичных экземплярах известны они в Хульбуке. Керамические штампы Мерва, обнаруженные в мастерской ремесленника XII в., разнообразны. Это глиняные печати круглой, четырехугольной формы, цилиндрические, дисковидные. Имеют различную рабочую поверхность и афрасиабские штампы — круглые, четырехугольные или треугольные печати с ручкой или вмятинами для удобства держания, цилиндры разных размеров, диски. Штампы, приготовленные из глины, украшались рельефным рисунком при помощи ножа, острия или другого штампа (глиняного, металлического, деревянного).
При этом рабочая поверхность штампа могла быть выпуклой или вогнутой. На фрагментах соответственно получался рисунок углубленный на слегка вдавленном фоне или выпуклый. Штампованный рисунок наносился следующим способом. Правой рукой мастер накладывал штамп к внешней поверхности сосуда, поддерживая стенку сосуда изнутри, на месте прикладывания штампа левой рукой, и слегка надавливал на штамп. Глина заполняла все углубления поверхности инструмента, предварительно обработанного водой или маслом в целях уменьшения прилипания. Реже употребляется штамп вогнутый, с углубленной резьбой. Если вдавленный штампованный рисунок получался при надавливании на глину штампом с внешней стороны и легкого поддерживания стенки с внутренней (т. е. штамп был активно действующей деталью), то при работе штампом с вогнутой поверхностью в активном состоянии находилась глиняная масса стенки сосуда и в меньшей степени сам штамп. Мастер вдавливал глиняную массу в штамп, а на внутренней поверхности стенки сосуда оставался более или менее глубокий след впадины от пальца, вдавливающего глиняную. массу в вогнутую часть штампа. Примером такого выполнения украшения может быть фрагмент кувшина из Лягмана украшенного штампованным рисунком, выполненным штампом-печатью с вогнутой рабочей частью. Орнаментальное украшение возвышается над поверхностью сосуда и напоминает барельеф. Высота и глубина рельефа рисунка, выполненного штампом-печатью, разная. Глубина рельефа вдавленного рисунка 3—5. мм, высота линии рисунка достигает 1 см.

Штампованный рисунок располагался, как правило, в виде пояска на плечиках сосуда, иногда образуя несколько поясков, украшающих всю поверхность плечиков сосуда, реже весь сосуд. Серия концентрических окружностей, расположенных поясками, звездочки-цветочки и другие простейшие рисунки являются распространенными деталями украшений, выполненных штампом. Они встречаются на средневековых изделиях афрасиаба, мерва, пайкенда, хорезма, хульбука, на керамических изделиях кавказских средневековых городов, например, ани выразительный комплекс штампованных изделий обнаружен среди керамического материала калаи-боло. Изделия со штампованным рисунком представлены здесь фрагментами кувшинов разных форм, мотивы штампованных орнаментов на изделиях калаи-боло разнообразны, но очень просты. Рисунок мелкий. Порой при помощи прерывистых движений штампом-печатью с резным рисунком наносились сложные орнаментальные узоры. Часто при украшении изделий употреблялось несколько различных штампов - орнамент на изделиях калаи-боло имел вид пояска и наносился последовательным расположением рисунка штампом на одной линии по плечикам сосуда, впритык один к другому. Порой сосуд орнаментировался дисковидными или цилиндрическими штампами, украшающими сразу значительную часть поверхности.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017