Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Прочерченно-процарапанный орнамент

Орнамент прочерченно-процарапанный — един из самых распространенных и древних технических вариантов орнаментации. Представлен он многочисленными рисунками от простейшей рельефной линии до сложного узора. Наносился одноострийным или многоострийным инструментом, простым прочерком, процарапыванием, прерывистым или непрерывным движением инструмента. Наиболее простым видом прочерченного рисунка является рельефная узкая линия, опоясывающая горло сосуда или его плечики, нанесенная при непрерывном движении острия и вращения сосуда на кругу. Украшение в виде одной прямой прочерченной линии отмечено на фрагментах кувшинов из Хульбука, Пайкенда, Афрасиаба. При исследовании рисунка одного из хульбукских фрагментов под бинокуляром хорошо прослеживаются следы жесткого треугольного острия, мелкие разрывы глины по краям. На другом хульбукском фрагменте (КП-140/17) стремительная зигзагообразная линия нанесена быстрым движением острого деревянного предмета при вращении сосуда на. кругу. Как правило, прямая прочерченно-процарапанная линия являлась деталью, частью орнаментального украшения изделия. Гораздо распространеннее другой вариант рисунка — серии прямых линий, которые проводились одновременно инструментом типа обычного «гребешка» или каким-либо другим многоострийным инструментом, палочкой с вырезанными. в ней зубцами, палочкой о, вмонтированными металлическими остриями и т. д. Прямые рельефные линии в качестве наиболее простого украшения использовались мастерами повсюду. Трудно назвать керамический комплекс, где не встретилось бы подобное украшение. Чаще серия таких рельефных линий образовывала волнообразную полосу, обрамляющую горлышко, венчик или плечики сосуда. Орнамент этот представлен различными варианта- ми: то это спокойная широкая волна из правильных зубцов, на которых хорошо различимы повороты и нажимы инструмента, то стремительная, несколько мятая полоса, рельефные линии которой четко и ясно вырисовываются на подъеме и смазаны на спуске волны. Рисунок выполнялся более или менее быстрым движением инструмента типа гребешка с острыми зубцами треугольного или прямоугольного сечения. В зависимости от размера и количества зубцов, от быстроты вращения изделия на гончарном кругу получался разный «оттенок» рисунка.

Инструмент, которым наносилась волнообразная полоса, состоящая из серии рельефных линий, различался по количеству зубцов (2, 4, 5, 6, 9, до 12 и более), характеру обработки их (четкие острия), сечению острия, материалу (кость, дерево).
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017