Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Орнамент резной

Очень эффектно выглядят изделия с так называемым резным орнаментом. Углубленные четкие грани создавали игру светотени и делали сосуд более нарядным и дорогим.
Техника резного орнамента имеет древние традиции и глубокие корни в среднеазиатском народном искусстве, но своего совершенства резьба по глине достигла в караханид-ский период в архитектурном декоре. Ak Н. Бернштам связывает технику резьбы с резьбой кочевников по дереву, отмечая, в частности, что в Семиречье исторически сложившиеся обстоятельства (взаимоотношение тюрок и согдийцев) способствовали развитию этих случайных навыков (для согдийцев. — Э. С.) в традиционный прием мастеров, как бы узаконенный и нашедший свое распространение в неполивных изразцах караханидского портала.

В бытовой керамике Средней Азии резной орнамент получил особенно широкое распространение в IX—X вв.

В XI—XII вв. он значительно уступает орнаментам штампованному, прочерченно-процарапанному, но остается по-прежнему популярным.

Резным орнаментом в IX—XII вв. украшались изделия мастеров Самарканда, Мерва, Термеза, Хорезма, Пайкенда, Ферганы—Узгена, Калаи-Боло, Хутталя—Хульбука, Минг-Урюка (Шаш).

Резьбой орнаментировалась неглазурованная и глазурованная керамика. Примером последней могут служить фрагменты изделий Минг-Урюка, Пейкенда, Афрасиаба. Но чаще резной орнамент связывается с керамикой неглазурованной. Резным рисунком, как правило, украшались плечики кувшинообразных сосудов, реже весь сосуд, крышки, внутренняя поверхность форм для изготовления изделий со штампованным орнаментом.

Резной рисунок, выполненный по глиняной поверхности сосуда, предполагает, как правило, углубленный рельеф или фон. Во всех случаях мы имели рельеф более или менее глубокий, полученный за счет выемки, среза глиняного теста. Выполнялся рельеф ножом металлическим или деревянным, инструментами, образующими четкие грани при работе. Характерной чертой резного рисунка являются определенные грани и срезы — следы прерывистых движений деревянного или металлического инструмента гладких отшлифованных или мягких с отпечатками деревянной структуры предмета. К технике резного орнамента (более общее определение) мы, очевидно, должны отнести в качестве вариантов его, технические приемы, упоминаемые А. Н. Бернштамом для изделий тяньшанских археологических памятников: выемочный, «когда орнаментальная полоса прорисовывается в выемке ненужного теста, дающей контур желаемой линии», и изразцовый, «получаемый путем глубокой резьбы острым стеклом». Резной орнамент выполнялся различным способом, например, хульбукские мастера наносили рисунок короткими отрезками, несколькими движениями ножа или при непрерывном движении инструмента для более сложного рисунка. В качестве инструментов выступали, судя по данным микроскопического и макроскопического исследования, — металлический нож прямой, металлический нож с загнутым концом, деревянный нож-лощило с тщательно заостренным лезвием. Резной рисунок, как правило, сочетался с рисунками, выполненными в другой технике, — штампованными, гравированными и т. д. Они дополняли резьбу, образуя красивые орнаментальные пояса-бордюры или поверхности. Характерно, что простейшие резные детали в основном повторялись, а из них комплектовались различные рисунки. Распространенными деталями резных украшений среднеазиатских и ближневосточных изделий являются вытянутые листообразная или миндалевидная фигуры и треугольники, последние являются ведущими деталями украшения многих афрасиабских, пайкендских, хульбукских, хорезмийских сосудов.

Среди резных рисунков отмечаются довольно сложные узоры и композиции. Сложностью и разнообразием отличаются резные рисунки специальных керамических форм-матриц Хульбука, Афрасиаба, Мерва. Резной глубокий рельеф часто сочетается с рельефом, выполненным вогнутым или выпуклым штампом.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017