Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Орнамент налепной

Орнамент налепной встречается на различных кувшинообразных изделиях, больших сосудах — хумах, горшках. Он разнообразен по своему виду, характеру, технике нанесения — простая налепная лента и сложные узоры, составленные ею, налепы и разные технические варианты их оформления. Э. К. Кверфельд выделяет два варианта орнаментации, которые можно отнести к налепному орнаменту:

1 Рельеф от руки, когда «различные лепные растительные или звериные мотивы наносят на сосуды от руки, вылепляют детально».

2 Рельеф штампом «по налепным на керамические изделия комочкам глины». Во всех случаях предполагается дополнительное нанесение глиняной массы-налепа на готовук поверхность изделия и обработка этого налепа.

 

Выделяя накладной орнамент как один из технических приемов орнаментации в гончарном производстве карлукского периода Тянь-Шаня и Семиречья, А. Н. Бернштам отмечает для него слияние двух разных явлений. «Во-первых, накладной орнамент в посуде является следствием утраты реальных мотивов в сюжетах орнамента, которые прежде передавались часто и самой формой сосуда; во-вторых, накладной орнамент был перенесен на глиняную посуду из подражания накладному орнаменту металлических изделий». В этом плане лента с канелюрами сходна по технике с металлическим накладным орнаментом, в то время как накладной штампованный орнамент связывается с лепкой. Различаются следующие виды налепного орнамента — калепной, налепной-вдавленлый, налепной-резной, налепной-процарапанный, налепной-штампованный. Различия их заключаются в основном, в технике обработки налепа. По своему расположению и характеру выполнения выделяется украшение в виде замкнутой налегшой ленты по всему кругу формы и прерывистое, законченное, состоящее из одного или нескольких разделенных орнаментированных налепов. Налепной орнамент имеет длительную и сложную историю своего существования и развития. Некоторые украшения, выполненные этим способом, имеют длинный путь развития и связываются с древними традициями изготовления сосудов со скульптурными налепами зооморфного типа.

 

Характерными в этом отношении являются, например, иалепы на ручках пайкендских сосудов в виде сильно стилизованных голов животных; сравнительно распространенное на изделиях рассматриваемого периода украшение в виде налепной полоски с троеточиями по концам ее встречается на сосудах из Хульбука, Мунчак-Тепе и других памятников. А. Н. Бернштам считал налепы такого типа поздними вариантами магических ожерелий, используемых для украшений сосудов культового значения согдийцами. Дальнейшей эволюцией этих ожерелий являются троеточные налепы с рельефным кружком или точкой посередине (отмечены для Хульбука). Такие украшения известны и по этнографическим данным.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017