Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Налепные ленты

Налепные украшения употреблялись сравнительно часто хульбукскими мастерами — замкнутые налепные ленты по горлу и плечикам сосуда, цветки, изогнутые полоски с налепами на них и т. д. Выполнялись они по-разному: налепная лента и вмятины пальцами, налепная лента с вмятинами лощилом или насечками ножом, налепная лента с дополнительными налепами на лих, налеп и штамп и т. д. На фрагментах хульбукских изделий отмечены украшения кручеными лентами, уложенными по горлу сосуда.

Укладывались ленты после окончания формовки сосуда тут же, на кругу. Из отдельного куска глины, замешанного несколько слабее и мягче, вытягивались путем раскатывания в ладонях ленты, которые переплетались как коса и затем прикреплялись к поверхности сосуда легким нажимом в отдельных местах. Иногда горлышко или плечики сосудов украшались налепной лентой с вмятинами пальцев по ней. Следы пальцев хорошо прослеживаются на фрагментах. Кроме того, вмятины по налепной замкнутой ленте наносились каким-либо предметом: лощилом, деревянной палочкой, округлой или подпрямоугольной, гвоздем и ножом. Иногда глиняная лента, украшенная насечками, налепами или штампом, образовывала определенный законченный рисунок. Распространенным техническим вариантом налепного орнамента для среднеазиатской керамики является сочетание налепа со штампом — вариант, широко используемый в Хульбуке. Здесь часто встречается рисунок «цветка»  и налепного круга с рельефными окружностями, выполненный в технике налепа и штампа. В качестве инструмента выступали простейший деревянный штамп с врезанными окружностями, полая деревянная палочка, набор таких полых палочек. Современные мастера называют их найча. Однако отмечаются и более сложные украшения. Налепы украшались штампованным рисунком в виде выпуклого цветка-звездочки (Хульбук, Мерв, Афрасиаб) или более сложным узором растительного характера. Высота налепа и рельефа рисунка на нем различны, порой высота украшенного рельефом лалепа достигает 4 см при средней толщине сосуда 5 мм, например, для Афрйсиаба отмечен фрагмент с налепным украшением высотой в 5 см (наивысшая точка.) при толщине стенок сосуда 5 мм. Тем не менее, стенки таких сосудов не подвергались деформации. На внутренней поверхности стенки указанного фрагмента сохранились следы поддержки внутренней поверхности сосуда рукой при нанесении налепного украшения- Очевидно, мастера при нанесении на поверхность сосуда налепа строго рассчитывали в каждом конкретном случае влажность стенок, толщину их, распределение нагрузки, форму. Исследование глиняных масс черепка корпуса сосуда и налепа под бинокулярным микроскопом позволило отметить два следующих варианта для них: 1) глиняная масса налепа имеет более тонкую обработку, чем масса черепка; 2) она имеет одинаковый характер обработки с глиняной массой черепка. Различия связаны, очевидно, с характером украшения и высотой рельефа. Обработка налепа рельефом при помощи штампа производилась в зависимости от консистенции глиняной массы налепа тут же, при укреплении его, или же после некоторой подсушки. О различном состоянии глиняной массы при обработке ее штампом свидетельствует сам характер обожженной массы: то с легкими трещинками, то свободно расползшаяся под давлением штампа. Приемы украшения неглазурованных изделий налепом успешно применялись в различных среднеазиатских ремесленных центрах — в средневековом Афрасиабе, Магиане, Хульбуке, Лягмане, Хорезме, Мерве. Довольно широко использовался этот прием и в украшении ближневосточной керамики, в частности северомесопотамской, где налепные украшения сочетались со штампованными рисунками. Такие украшения северомесопотамских изделий, согласно Г. Рейтлигера, выполнялись от руки или пипеткой. В последнем случае глиняная масса должна была быть более жидкой и мягкой. Этот вид техники украшения, предполагающий нанесение орнамента на поверхность изделия жидкой мягкой глиной, называют техникой барботина. Г. Рейтлигер распространяет понятие техника барботина и на обычный налеп, лепку от руки. Налепное украшение, как уже отмечалось, является сочетанием налепа и штампа.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017