Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Керамика расписная

Своеобразную группу неполивной орнаментированной керамики составляют расписные изделия, которые характерны для многих керамических комплексов XI—XII вв. Такие изделия были обнаружены на Афрасиабе, в материалах городища Мунчак-Тепе, Кульдора (близ Самарканда), средневековых городищ Ферганы (Узгена и др.), городищ Южного Казахстана, на территории Южного Таджикистана — в Хульбуке, Мардат-Сае, на городище Шахри-Минг; в Северном Таджикистане — в Магиане, в археологических материалах замка Калаи-Боло и т. д.

Техника приготовления средневековых расписных сосудов намного ниже общего уровня, технических возможностей мастеров ремесленных пунктов, в которых обнаружена эта керамика. Как правило, эти изделия лепные, но для ряда пунктов отмечаются сосуды, сформованные на кругу из хорошо обработанной глины. Грубая, лепная, расписная керамика встречается в одном комплексе с высококачественными глазурованными изделиями.

Характер расписной керамики и соотношение ее с остальным керамическим материалом для разных комплексов рассматриваемого периода различны. Так например, процентное содержание расписной керамики в материале Магиана — небольшого поселения) более высокое, чем Хульбука. Кроме того, керамика этого вида в Магиане представлена более разнообразными вариантами.

Изготовлялись расписные сосуды из различных по своему характеру глиняных масс. Хульбукские мастера и мардатсайские употребляли обычную, используемую для формовки других кувшинообразных сосудов, глиняную массу и специальную с крупнозернистым отощителем (для Хульбука—шамотом). Магианские сосуды формовались из гончарной глины тонкого помола и из грубозернистой глиняной массы с большим количеством отощителя (битый сланец). Процентное содержание отощителя различно, очень высокое, например, для магианских расписных лепных изделий и, особенно, для изделий Шохи-Сурх.

Внешняя поверхность изделий сглаживалась, иногда покрывалась ангобом. Роспись наносилась во всех случаях краской, приготовленной из отмученной глины, которая принимала после обжига, в зависимости от своего состава, консистенции, густоты мазка и условий обжига, разный цвет и оттенок: красный, бордовый, черный и др. Разведенные в воде глиняные красители имели различную густоту, давая то плотные довольно густые и толстые линии рисунка, то прозрачно тонкие мазки. Толщина слоя краски колеблется в пределах от 0,001 мм до 0,1 мм.

Сам характер обработки красящей массы различен- Иногда это почти совершенно аморфная тонкодисперсная масса, но часто в красящей массе отчетливо различаются, даже невооруженным глазом, плохо растертые крупицы красящего вещества — охры, сильно ожелезненных глин, содержание окислов железа в которых достигало 16% и более.

Мотивы орнаментации расписных сосудов различны: растительные узоры, многообразные геометрические фигуры. Итак, основная часть неполивной посуды, главным образом кувшинообразные изделия средневековых мастеров, украшались рельефным или расписным орнаментом различного характера. Спросом пользовалась не только удобная, но и красивая посуда.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017