Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Керамика из орнаментированных форм

Керамика, изготовленная в специальных орнаментированных формах, или керамика штампованная. Изготовление керамики этого вида требует особых технологических приемов. Такие изделия отличаются от украшенных обычным штампованным рисунком. Поэтому совершенно справедливым является упрек Ф. Е. Дея, сделанный Р. Л. Гобсону по поводу его классификации керамики со штампованным рисунком. Ф. Е. Дей писал, что в разделе «Ранние штампованные изделия» омейядского периода Р. Л. Гобсон рассматривает керамику, изготовленную в форме с рельефным орнаментом просто как изделия со штампованным рисунком, т. е. речь идет только о декоративной стороне. Керамика со штампованным рисунком и отштампованные в форме изделия не различаются здесь технически. Эта ошибка присуща и многим другим западным исследователям. Нередко не выделяются два разных вида изделий со штампованным рисунком и в нашей отечественной литературе. Обычно они рассматриваются вместе. Между тем штампованная в орнаментированной форме керамика и керамика, украшенная штампом различного вида и формы, в том числе и полусферическим, представляют два совершенно различных технологических варианта. Изделия, штампованные в орнаментированных рельефных формах многие исследователи (Р. Л. Гобсон, Дехсель, А. Лейн и др.) связывают с древними римскими изделиями terra sigillata, отштампованными в формах и покрытыми красным лаком. А. Лейн отмечает, что керамика, зародившаяся в области Среднеземноморья, была воспринята мусульманскими мастерами, но привилась лишь техника изготовления корпуса. Средневековые штампованные сосуды ке покрывались лаком, но часть изделий этого типа покрывалась глазурью. На Ближнем Востоке и в Средней Азии керамика, отштампованная в украшенных рельефным рисунком формах, известна уже для раннего средневековья. А. Лейн приводит рисунок белоглиняной чашечки из Суз (хранится в Луврском музее), которая датируется VIII в. Она украшена красивым рельефным орнаментом и надписью. Такого же типа сосуды известны для Киша и других ближневосточных городов. Хдрактер орнамента раннесредневековых изделий А. Лейн связывает с традициями сасанидского ремесла. К VII—VIII вв. относятся высококачественные изделия пепельно-серого черепка, найденные в Мерве. Сосуд, изготовленный в орнаментированной форме, был обнаружен при раскопках на городище Тали-Барзу. В широкое производство, судя по изделиям Самарры, штампованная керамика на Ближнем Востоке вошла уже в IX—X вв. A. Бернштам, подчеркивая этот факт, связывает его с более ранним сложением ближневосточных городов и «победой» ремесленника, что явилось причиной распространения техники изготовления сосудов в специальных формах, техники, связанной с массовым производством орнаментированной посуды. Однако это явление объясняется и другим. Исследование средневековых среднеазиатских изделий XI—XII вв. показало, что производство штампованной керамики само по себе довольно трудное дело. Требуется глина хорошей пластичности, умение подогнать части и сформовать сосуд, определенное время на сушку и последовательное соединение частей. Между тем среднеазиатские мастера умели получать прекрасные формы, изготавливаемые на кругу гораздо быстрее, они располагали большим набором обычных штампов-печатей. Достигая многого, в частности быстроты нанесения сложной орнаментации, мастера проигрывали во времени при моделировании корпуса сосуда. Поэтому, говоря о широком распространении штампованной в специальных формах керамики, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Рост и развитие городского ремесла, стимулирующих развитие производства высококачественной орнаментированной керамики, изготовляемой на продажу. (Очевидно, в ряде случаев в производстве сосудов участвовали специальные «художники», готовящие разные формы).

2. Керамика со сплошь орнаментированной поверхностью была «модой», получившей широкое распространение в связи со стремлением приобрести красивые, но дешевые изделия взамен металлических, чеканных с рельефными украшениями. Подражание. металлу во внешнем оформлении нашло свое продолжение, как мы увидим далее, и в технике изготовления сосудов.

В Средней Азии применение специальных штампов-форм, являющихся орнаментирующими и формующими инструментами, известно также для IX—X вв., например, в Пайкенде. В этот период штампы-формы использовались сравнительно широко при изготовлении крышек в Афрасиабе, Хорезме. Однако техника штамповки изделий в орнаментированных формах получила развитие в Средней Азии позже, в XI —XII вщ. — период, для которого керамика этого вида считалась характерной. Но хронологические рамки бытования этих сосудов гораздо шире. Исследование надписей двух самаркандских кувшинов из коллекции Музея восточных культур, изготовленных в формах, проведенное Е. А. Давидович, позволило датировать их XIII вв., т. е. послемонгольским периодом. Г. А. Пугаченкова, отмечая, что после монгольского периода изготовление штампованной керамики в Хоросане сходит на нет, указывает, однако, на продолжение традиций этого производства в Хорезме в XIII—XIV вв. А. Лейн приводит в своей работе «Ранняя исламская керамика» рисунок сосуда, изготовленного в орнаментированной, рельефной форме, относящегося к XIII—XIV вв.

В Средней Азии штампованная керамика была известна для многих керамических центров: Мерва, Мунчак-Тепе, Нукета, Хульбука, Нисы, Термеза. Особенно богата представлена она в материалах Афрасиаба, Мерва, Хульбука.

Изделия среднеазиатских мастеров соперничали с лучшими вариантами штампованной керамики. мастеров Ирана и Ближнего Востока, в том числе таких известных центров, как Рей и Кашан.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017