Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Изготовление штампов-форм

Главная часть — инструмент (форма) играла пассивную роль, а глиняная масса — активную. Таким образом, особенный вид формовки сочетался со своеобразной техникой орнаментации — постепенным и последовательным вдавливанием глиняной массы в резной рисунок.

Штампы-формы или матрицы являются не только инструментами орнаментации, но и формовки. Они имеют определенную конкретную форму и вид части сосуда — нижней части тулова, верхней его части, горла и т. д. Исследование форм-матриц, найденных на Афрасиабе и в Хульбуке, позволило отметить для них следующие детали:

1    Матрицы-формы имели различную форму, профиль, форму чаши с прямыми стенками, чаши с округлыми стенками для формовки нижней части тулова сосуда; вид скошенных и округлых плечиков сосуда для формовки верхней части изделия. (Отмечен штамп, который имел в верхней части не круг, а восьмиугольник). Иногда форма имела вид половины сосуда, разделенного по вертикали.

2    Толщина стенок-матриц различна, но, как правило, больше толщины стенок изготовленных в них сосудов.

3    При орнаментации внутренней поверхности форм использовались различные инструменты: нож, острие, набор штампов.

4    Глубина рельефа рисунка была разной и достигала 1—2 см.

5    Для некоторых форм отмечена многоплановая орнаментация, когда один рисунок более высокого рельефа сочетался с другим, дополняющим первый, более низкого рельефа.

6    Матрицы (формы) изготовлялись из плотной, качественной глины и хорошо обжигались.

7    Внешняя поверхность форм носит следы различной обработки. Судя по следам, сохранившимся на формах из Афрасиаба, Мунчак-Тепе, Хульбука, мы имеем различные варианты способа их приготовления:
а) Форма изготовлялась на кругу и затем орнаментировалась набором штампов-печатей, ножом, острием и другими инструментами, т. е. внутренняя поверхность формы украшалась различными техническими приемами. Интересны в этом плане самаркандские кувшины, исследованные Е. А. Давидович, где одна и та же часть с надписью была использована дважды, остальные же части с орнаментальными поясками сменены. «Такой прием собирания колыбов из нескольких частей позволяет мастеру керамисту при небольшом их количестве разнообразить общую орнаментацию формы штампа и сосуда, их облика».290 Для орнаментации форм могли использоваться оттиски штампов в виде дисков, поясков, соответствующих размеров и конфигураций в различных сочетаниях. б) Форма изготовлялась налепом по предварительному образцу с рельефным украшением, выполненным различным способом, различными инструментами. Первоначальный образец для формы изготовлялся из глины или дерева. Образец кувшина — основы для приготовления формы-матрицы верхней части кувшинообразнбго изделия) приводит в статье о штампованных самаркандских кувшинах Е. А. Давидович.

Очевидно, по первоначальному образцу изготовлялась форма (матрица). На образец, смоченный водой или, возможно, маслом, накладывался слой глины по кривой формы и плотно прижимался к нему, так чтобы весь рельеф рисунка был заполнен глиной. Затем излишки глины обрезались по внешнему контуру формы. (Следы обрезки глины хорошо просматриваются на многих фрагментах).

После некоторой подсушки матрица осторожно отделялась от первоначального образца формы-мата. Иногда внешняя поверхность формы-матрицы обрабатывалась дополнительно лощилом или тряпкой, в некоторых случаях подправлялась на кругу. Последнее, очевидно, производилось пряма на образце-модели, который устанавливался на гончарный круг, поскольку после подсушки глиняная масса формы не могла подвергаться обработке на кругу. Полученная таким путем матрица обжигалась и после этого шла в производство. При помощи ее мастер мог отштамповывать большое количество украшенных красивым орнаментом изделий.

Изготовлялись формы (колыбы), очевидно, специальными мастерами. Е. А. Давидович в своей статье о штампованных кувшинах обращает внимание на источники, в которых упоминаются лавки-мастерские, где изготовлялись и продавались колыбы (возможно, имеются в виду колыбы для тканей). Вполне вероятно, что изготовлением форм (матриц) и штампов печатей в рассматриваемый период занимались особые специалисты, выполнявшие их по заказу мастеров гончаров.

Исследование хульбукских сосудов, состоящих из нескольких частей отштампованных в орнаментированных формах, самих форм (матрир) позволяет в общих чертах восстановить технику изготовления сосудов рассматриваемого типа. По этому вопросу существует ряд предположений, высказанных в литературе. Вопрос этот имеет принципиальное значение, поскольку затрагивается тема о назначении самих форм и технических особенностях различных видов формовки. Служит ли форма только инструментом орнаментации, подобию обычным штампам-печатям, или же это инструмент, выполняющий две роли — приспособления для орнаментации и для формовки.

В. А. Вяткин, рассматривая технику орнаментации сосудов штампом, не выделяет различные варианты этой керамики—изделия, орнаментированные штампом-печатью и изделия, изготовленные в орнаментированной форме. «Штамп, — пишет В. Л. Вяткин, - приготовленный из глины (лёсса) и хорошо обожженный, накладывался в нужных местах готовой верхней части сырого еще кувшина и вдавливался пальцем с внутренней стороны его. То же делалось, если было нужно, и с нижней части кувшина. Затем обе половинки кувшина, сточенные по краям шва, соединялись и кувшин высушивался». Здесь предполагается первоначальная формовка изделий на кругу, а затем орнаментирование ее штампом.

О первоначальной формовке на кругу сосудов, сделанных из двух половинок со сплошной орнаментацией, пишет Г. А. Пугаченкова - «После формовки частей сосуда на кругу с помощью специальных чашеобразлых матриц-колыбов на них оттискивался рельефный орнамент, затем обе половины соединялись. Снаружи соединительный шов затирался, в силу чего орнаменты у линии сопряжения, как правило, несколько смяты, внутри же сосуда шов выступает грубым не-отделанным рубцом». Г. А. Пугаченкова также предполагает первоначальную формовку сосуда по частям на кругу, затем их орнаментацию и, наконец, соединение. При таком способе формы-колыбы использовались лишь как инструменты орнаментации, по сути дела, это штампы-печати особой формы.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017