Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 

Формование орнамента

Исходя из данных специальных исследований хульбукских, а также, частично, афрасиабских материалов, мы можем отметить целый ряд деталей характерных для рассматриваемого технического приема формовки—орнаментации:
1 Изделия, изготовленные в орнаментированной форме, четко членятся на несколько частей — нижняя и верхняя части сосуда, плечики, горлышко.
2 Орнамент на различных половинках штампованных изделий (верхний и нижний), как правило, разный. Обычно верхняя часть сосудов орнаментирована богаче нижней.
3    На месте соединения двух частей изделия — верхней и нижней с внутренней стороны хорошо прослеживается шов и подтеки жидкой глиняной массы, при помощи которой соединяются половинки сосуда. Такой же шов отмечается часто на месте соединения верхней части тулова с горлышком изделия.
4    Толщина стенок изделия этого вида различна, иногда бывает очень небольшой, до 3 мм.
5    Высота рельефа рисунка для различных изделий разная и бывает довольно большой.
6    Очень часто украшение изделий, изготовленных в орнаментированных формах, имеет многоплановый рельеф.
7    Один и тот же по своему характеру, рисунок выполнялся различным штампом в разных размерах. Но, с другой стороны, один и тот же рисунок в определенных размерах встречается на разных изделиях.
8    Рисунки отштампованных в форме сосудов по своему характеру перекликаются с орнаментальными украшениями, выполненными на металлических изделиях. Так, очень хорошо чувствуется стиль металлических изделий в рисунке фрагмента кувшина из Хульбука с изображением животного и рельефной насечкой фона. Рисунок, сходный с украшениями на металлических изделиях, имеют многие афрасиабские изделия.

С. Б. Лунина описывает штамп для орнаментации половины сосуда, разделенный по вертикали, отливка изделия по которому очень напоминает сосуд из металла. Сходство ряда иранских штампованных глиняных сосудов по мотивам росписи, характеру линии с металлическими изделиями, с техникой чекана отмечает А. Пооп: указывая, что этот металлический характер штампованных сосудов подчеркивается и декорацией, рисунки которой исполняются штампованием в форме с прекрасной резьбой. Интересны в этой связи и два фрагмента штампованных изделий с золотистым люстром из Самарры, опубликованные Фридрихом Зарре, которые создают полное впечатление металлических. Необходимо отметить при этом, что сама техника изготовления штампованного сосуда в форме и его орнаментация отличались от формовки и орнаментации обычных глиняных изделий. Если, обычно лепные или сформованные на кругу сосуды украшались после того, как тулово полностью было оформлено, то стенки тулова штампованных изделий формовались непосредственно в форме украшенной рельефным орнаментом. Орнамент как бы выбивался по глине обратным воздействием инструмента на формуемую массу.
 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017