Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Возникновение стиля геометрических и растительных арабесок

Однако совпадение это связано, на наш взгляд, с общим принципом симметрии центрических фигур и делением их радиуса на сходное число частей. Следовательно, совпадение это верно лишь для частного случая и не дает основания выводить растительные арабески из геометрических.

Наконец, заслуживает внимания и предложенный Хенкиным метод разбивки узора для поверхности куполов, в общем отвечающий методу и среднеазиатских мастеров.

В других доступных нам работах зарубежных авторов методы начертания геометрических арабесок всплывают лишь от случая к случаю.

Возникновение стиля геометрических и растительных арабесок прослеживается, например, К. Кресвеллом. В своем исследовании по раннемусульманской архитектуре Кресвелл проследил развитие звездчатых геометризированных композиций в архитектуре Рима, Баальбека, Помпеи, Пальмиры и Большой

мечети в Дамаске; трансформацию аканта, мотив пальмы, оливы, гирлянд, листьев, шишки пинии и т. д. — все это в связи с формированием архитектуры омейядов. Те же аналогии п сравнения лежат в основе его последнего «Краткого отчета», изданного в 1958 году, где также даны графические схемы построения узоров некоторых домусульманских и раннемусульманских памятников Передней Азии.

В нашей отечественной литературе вопросы теории построения геометрических арабесок поставлены впервые советскими учеными. Они подошли к этой проблеме с четко определившейся целью изучения своеобразия местных национальных культур

и выявления их исторической роли в общем развитии культуры народов Востока и Запада. Мы уже отмечали, что первая печатная работа о гирихах    принадлежит Н. Б. Бакланову. Автор рассматривает два   проса: происхождение геометрических орнаментов и методы их, построения.

Заслуга автора в постановке этих вопросов несомненна; следует, однако, указать п на недостатки в их разрешении. Ход

рассуждений автора таков: так как сырец и кирпич не позволяют давать сильные рельефы, то в Средней Азии и на Переднем Востоке преобладает гладь стены. Но, «чтобы не казаться скучной, стена не могла оставаться без какой-либо обработки».

Привычка видеть ковры на стенах якобы «помогла перенести текстильные мотивы на глиняные или кирпичные стены монументальных сооружений». То, что было невозможно для европейцев, «для искусства Средней Азии, возникшего в значительной степени среди КОЧЕВНИКОВ, оказалось возможным». В ганче выполнима любая линия, а «кривая линия из кирпича невыполнима». Поэтому с появлением техники жженого кирпича

возник и гирих. «Естественно, — продолжает автор, — что, перепоен ковровые узоры с текстиля на кирпичные стены, мастер

пе мог быть вполне удовлетворен только одними линиями узора. Для его выразительности не хватало цветной гаммы ковра или

вышивки». Так возник, по мысли Н. Б. Бакланова, полихромный орнамент изразцов и майолик. Однако архитектурный декор Средней Азии на определенных этапах своего развития знал и сильные рельефы; свои мотивы оп черпал не только из текстиля. Геометрический орнамент начал слагаться еще до того, как техника жженого кирпича широко вошла в монументальное

строительство; орнаментальное искусство Средней Азии существовало и до появления кочевников, оказывая затем на них

свое влияние, п т. д. Очевидно, что освещение генезиса гириха Н. Б. Бакланову но удалось.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017