Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Теневая сторона канона

Здесь проявляет себя теневая, отрицательная сторона канона, порождающая шаблон, стилизацию, архаизирующие тенденции, ретроспективизм и т. д. Такое противоречие в функциях канона связано с его рождением, возмужанием и под конец старением. В целом происходит нечто подобное разрушению античной мифологии «изящным молотком Гефеста». Канон утверждает нормы ц правила, но притом разрушает неповторимость, лежащую в самой природе художественного творчества. Со временем, главное русло развития искусства минует устоявшиеся каноны, обходит их, размывает и сносит с пути. И все же значение канонов велико. Они, как высокие берега над иссохшими руслами рек, остаются незабываемыми памятниками когда-то могучего, но иссякшего течения. Каноны были такой же необходимой формой развития, как и их разрушение.

В искусстве древности и средневековья каноны выступали больше со стороны паправляющей и фиксирующей, со времен Ренессапса — в роли сковывающей, по преимуществу. По этой, видимо, причине в само понятие «канон» европейская литература, в том числе и по искусству Востока, вкладывает только его осуждение, как стеснительной регламентации. Между тем регламентация распространялась только па отдельные особо почитаемые образы. Каноны же выходили за пределы иконографии, охватывая структуру образа и строение формы в целом. Обобщая, можно сказать словами Шиллера, что канон, как и стиль, есть «совершенный подъем от случайного ко всеобщему и необходимому». Изобразительный канон — ото общая закономерность сложившейся художественной системы, это закон структуры образов и строения формы одновременно.

Этим определяется также и роль канона относительно традиции. Если верно, что традиция проявляет себя как известное повторение приемов или следование образцу, вне системы, стихийно, по обычаю, то капон проявляет себя как традиция, возведенная в правило и систему.

Отношение между каноном и стилем видно из того, что хотя канон фиксирует структуру образа и связанное с ним строение формы, развитие стиля как носителя формы продолжается в сфере канона по собственной орбите. Развитие стиля меняет строение формы и тем, в конечном счете, взламывает и рушит прежний канон. Это «самодвижение» стиля имеет прочпую социально-историческую основу, и в этом секрет периодического воздействия стиля на канон.

Как бы пи менялись черты канона на разных стадиях его развития — изобразительный канон, в каждую из эпох, составляет своего рода Конституцию искусства, как Основной закон.

В таком широком понимании роли канона последний вмещает в себя всю структуру и все закономерности искусства эпохи в целом, взятые со стороны полноты художественного идеала и его воплощения.

Канонам Среднего Востока поры античности и раннего средневековья присущи свои особенности. Для их рассмотрения возьмем трп изобразительных канона, действие которых протекало в пределах цептрально-азпатского и ирано-месопотамско-го региона: парфяно-кушаиский канон (III век до н. э. — III в. и. э. в Парфии, I в. до н. э. — IV в. п. э. в царстве Кушап), ирано-сасанидский и согдийский канон (III—VII н VII— VIII вв.), общехалифатский канон (созданный в IX—X вв. развитый уже после падения власти халифата в XI—XII веках во всех странах ислама и донесенный в художественном ремесле этих страп едва ли не до наших дней).

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017