Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Приверженность к старому животному эпосу

Здесь явно проявляется, с одпой стороны, приверженность к старому животному эпосу, а с другой — стремление выразить знакомые образы в геометризированных формах. Но там, где фигуру животного нельзя передать путем линейного построения, там приходит на помощь растительный орнамент, в гибких линиях которого можно различить очертания звериного тела, хвост, гриву, лапы и т. д.

Изображения «звездных грифонов» на сводах термезского дворца явно связаны с образом обитателей небесной тверди. Да и расположение других изображений животных среди бесконечных комбинаций звезд заключало, быть может, какой-то специальный смысл. Космическое значение имел, возможно, и сам «звездный» орнамент. На это указывает, между прочим, сохранившееся в исламе (ранее свойственное сабиям) почитание звезд. Полународпым воззрением (связанным с культом природы) придан вполне определенный смысл. В коране говорится, что небеса представляют собой семь возвышающихся друг над другом твердых сводов. Нижний свод «без всяких щелей и трещин» 27°, и на нем утверждены солнце, луна и звезды. Светила должны служить украшением небесного свода и защитой его от дьяволов. Даже Абу Рейхан Бируни — далекий всякой официальной догматике ислама — допускал, что «когда при молитве ищут помощи в фигурах светил, то сила молитвы увеличивается».

Отметим, что в тимпанах арочек, где помещены парные львы с круглой головой, изображены побеги лозы или другое вьющееся растение с оригинальными плодами, напоминающими стручок перца. Такие же, но более ясно выраженные фигуры мы отмечали уже в резьбе на портале караван-сарая Рабати-Малик (XI в.), где они явно восходят к двум вписанным в круг вертящимся фигурам с глазком в виде запятой. Это известное на Востоке изображение, получившее в китайском орнаменте значение символов дня и ночи. В Средней Азии этот мотив также пользовался большим успехом и трактовался часто в виде двух рыб (белой и черной) или двух крыльев, олицетворявших какие-то схожие представления о дуалистических началах природы.

Излюбленные и очень традиционные сцены охоты продолжали и в этот период находить себе место в архитектурном убрапстве зданий. В стеклянных медальонах дворца термез-шахов они представлены сценой (всадник в нимбе с птицей) или атрибутами охоты (беркут). Изображения хищника видны и на жженом кирпиче в собрании Самаркандского музея.

 
След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017