Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Местные формы узора

Отметим также, что именно в каймах сохраняются почему-то лучшие местные формы узора. Так, каймы термезского дворца не встречаются в Самарканде, но единичные их мотивы отмечаются в Мерве, Данденакане.

На панелях дворца IX—X веков на Афрасиабе меандр сильно вытягивается в длину, приобретает дополнительные украшения (кружки, зигзаги); появляется и двойная волна, в разрывах которой лепестки (рис. АО 115—4). На панно дворца в Термезе (XII в.) тот же цикл развития выражен по-иному (меандры походят больше на ремни и побег лозы). Затем следуют каймы, где пересечение синусоиды порождает мотив «глазка». Он приобретает самостоятельное значение и компонуется с плетенкой в один и два ряда. Наконец, встречаются подражания каймам из узорных кирпичико.

Мотивы растительно-цветочного узора выражены более полно в группе каем, построенных па волнистой линии выопка (одинарной и двойной). Здесь широко использованы изящные формы отогнутого листа.

Этим, конечно, не исчерпываются .мотивы каем X—XIII веков. Мы обрисовали лишь немногие, особо характерные для данной эпохи. Вполне очевидно, что и каймы, подобно другим специальным видам архитектурного орнамента, следовали общему развитию стиля монументально-декоративного искусства.

Зооморфный орнамент. Зооморфный (животный) орнамент получил в средние века свое как бы второе рождение. Мы уже указывали на его большое распространение в искусстве первобытнообщинного строя и особенно в сако-массагетском и скифском искусстве. В искусстве древних городов Средней Азии античного времени орнамент часто заключал в себе изображения животных, но они всегда сохраняли самостоятельное значение и по сливались с растительными и геометрическими формами в одно целое. И только в пору средневековья фигуры животных утратили свое самостоятельное значение и полностью подчинились композиции и формам листьев, ветвей, бутонов, геометрических линий и фигур. Изображения животных были подчинены стилю линейного узора, и в этом сказалось прежде всего корепное отличие эстетического строя орнамента средпих веков от орнамента античных времен.

Мы уже отмечали, что в архитектурном орнаменте древнего мира ряд мотивов был связан с некоторыми мифологическими образами, поскольку художественное творчество вообще носило в ту пору в значительной мере мифологический характер. Элементы религиозных представлений и связанное с этим представление о магическом значении избранных мотивов сказывались в том, что изображения некоторых животных и растений считались полезными и даже необходимыми для благополучия проживающих в доме людей. Смысл многих из этих

изображений был давно утрачен, и они продолжали бытовать в орнаменте раннего средневековья больше в силу сложившейся привычки видеть эти изображения в убранстве зданий и на бытовых изделиях.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017