Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

«Каспой» и «тауль»

В действительности опубликованный им рисунок носит название «каспой» (лапа гуся), a VII-4 и 9 — «тауль» (барабан). Не включены в таблицу формы «калит» (ключ), а также такие производные образования, как «чор-капчук», «чор-калит» и т. д. Г. И. Гаганов называет зти элементы «фигурами». Однако не следует распространять попятие фигуры на ее отдельно взятую составную часть.

«Дуваздаи-панджнок» означает соединение двенадцатиконечных звезд с пятиконечными. Подобная композиция составляет двуединую фигуру. Таково же значение терминов «шаш» (шестиконечная звезда), «хашт» (восьмиконечная), «да» (десятиконечная), «дувазда» (двенадцатиконечная) и т. д. Всё это фигуры. Между тем термины «тауль» (барабан), «канчук» (мешок, кошель) относятся к совсем иным образованиям, полученным путем разбивки узора на минимальное количество повторяющихся элементов, каждому из них соответствует своя строго определенная конфигурация поля. Разбивка на элементы ведется по сетке. Пользуясь набором из одного или нескольких элементов, легко сложить (мы бы сказали «выдумать») ряд новых композиций.

Можно согласиться с Г. И. Гагановым, что этот метод создания новых образцов геометрического орнамента «дает одно из возможных направлений поисков». Однако такой метод компоновки узора из отдельно взятых элементов требует не только соблюдения сеток, но и системы в композиции фигур, без чего он сводит художественные качества узора на нет.

Итак, анализ отдельных образцов гирихов XI—XII веков показал, что они заключают в себе:

а) Определенный композиционный прием составления узора с использованием целой или неполной геометрической фигуры, выкройки пли фрагмента одного гириха для получения из него другого.

б)      Графический способ исполнения созданного узора с помощью циркуля и линейки на осях сеток, как системы координат.

в)      Возможность разбивки гириха па однородные полигоны,

что упрощает воспроизведение узора прямо на стопе и предвосхищает возможности (сборки) панно из немногих видов керамических деталей (кирпичиков, плиток и фигурных изразцов).

На табл. VIII «та-гол» заменен в средней части узора несуществующей в практике мастеров «Фигурой-». Произвольное решение дано варианту на табл. XX, где и и описание вкралась неточность (контур не квадрат. а прямоугольник V 3).

Растительный орнамент архитектурных памятников Узбекистана XI—XII веков представляет собой такую же закопченную систему, как и геометрический орнамент этой эпохи. Сама природа растительного орнамента, выполнение па глаз, от руки, делает его подвижнее, чем достигается и значительное разнообразие форм. Кроме того, растительный орнамент в гораздо большей мере, чем геометрический, связан с живым наблюдением природы. В нем сильнее звучат мотивы, унаследованные из прошлого, и проявляются более последовательно черты местного, локального стиля.

 

 
< Пред.
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017