Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Геометрические арабески

Геометрические арабески (гирихи) кажутся в этом отношении более чуждыми живому и богатому воображению народа, по и здесь нельзя исходить в оценке эстетических качеств гириха из уготованной ему в последующие времена судьбы, когда арабески стали синонимом экзотики.

У гирихов Средней Азии XI—XIII веков имеются свои, позже утраченные качества. Они, прежде всего, художественны, постоянно выходят за узкие рамки геометрии. Они верны общим ее законам, сохраняя симметрию и ритм. Но в работе мастера XI—XIII веков над гирихом всегда ощущается действие принципа преднамеренно нарушаемого и постоянно восстанавливаемого равновесия. В основу композиции берется сочетание одинаковых, подобных или разных фигур, вычленение части из них или фрагмента суммы нескольких с применением дополнительных вставок и зрительных поправок. Все это создает впечатление живости, движения, борьбы линий и форм. Художник не удовлетворяется построениями осевых линий и доводит картину до полноты звучания, откладывая толщину линий фигуры то па одну, то на обе стороны от оси, не считаясь с нарушением строгих правил геометрии. Наконец он профилирует эти линии и насыщает их фон растительно-цветочным узором, добиваясь гармонии в рисунке, рельефе и тональности; последней он придает огромное значение, хотя и не прибегает еще к развернутой полихромии.

Как видим, и здесь поправки от руки, «исправления» геометрии (как и «исправления» данного природой) вносят в творчество орнаменталиста XI—XIII веков живое, творческое начало.

Общность социальной и культурной среды, связь товарного производства и рынков сбыта вызывали сказочно быстрое распространение художественных изделий по всему Востоку. Переработка мотивов не поспевала за наплывом новых и новых рисунков. Они входили в быт настолько быстро, что и сама необходимость их обработки теряла смысл. Некоторые мотивы стали настолько общими, что безнадежно искать их первоисточник. Например, превосходные бутоны в резной терракоте Самарканда XI—XIII веков, столь, казалось бы, особые и неповторимые по форме, украшают в эту пору бесконечную цепь памятников. На восточном конце этой цепи — мавзолеи Узгента XI—XII веков, на западном — памятники Испании и Марокко той же эпохи.  Нужно отметить, что в орнаменте отдельных областей Среднего и Переднего Востока всегда было больше точек схода, чем в архитектуре. Это естественно. Роль орнамента была неизменно служебной, вспомогательной. Заимствования в декоре носили частный характер. Без коренных перемен в архитектуре сооружений не менялось существо стиля. Наоборот, орнамент, воспринятый извне, приспосабливал свои пластические и живописные качества к местным архитектурным формам.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017