Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Факт математической закономерности в строении цветка

«Близко к особенностям цветов стоит одна вещь, которой можно удивляться. А именно число листьев, края которых образуют кружок, когда цветок распускается, в большинстве случаев соответствует правилам геометрии. Чаще всего оно совпадает с хордами, которые можно найти геометрическими методами, но не с коническими сечениями. Едва ли найдется какой-нибудь цветок, количество листьев которого составит семь или девять, так как их нельзя методами геометрии вписать в окружность (в виде) равнобедренных (треугольников). Напротив, (листьев) бывает три, четыре, пять, шесть или восемнадцать. Такое обстоятельство существует чаще всего... Так обстоит и с другими вещами» .

Бируни не только констатировал факт математической закономерности в строении цветка, но и поставил ее в связь с общими закономерностями явлений природы. Он утверждал, что «двойничность в противоположных вещах существует (в природе), как существует тройиичность во многих листьях и зернах растений, четвертичность в движении звезд и в дпях кризисов (болезней), пятиричность в стебельках травы, в листьях и в жилках многих цветов, а шестеричность естественна в окружностях и существует в (форме) пчелиных ульев и частиц снега». Этими суждениями Бируни подошел вплотную к вопросу об отражении свойств и черт в наиболее близком геометрии орнаментальном искусстве.

Выработанные на Востоке в поисках совершенства обороты речи, эпитеты и сравнения, кажущиеся порой докучными современному читателю, открывали тогда человеку мир неведомой красоты в звучании изящных слов и тонкости иносказаний. «Цветочный стиль» не был приемом внешней стилизации, это был метод поэтического видения мира, выражения человеческой мечты о покое, красоте, о счастье, хотя бы и сказочном, неземном. В последующие века развития феодализма такая отрешенность от мира людских интересов и страстей стала выражением реакционного миросозерцания, но в XI—XIII веках этот образный строй был еще полон возвышенных представлений о назначении искусства как зеркала, в котором грубый облик реальной жизни исправлен по законам идеальной красоты. Носителем этой красоты в условиях феодального строя с его всеобщей зависимостью и подчинением не могла быть человеческая личность, скованная в своих духовных проявлениях всеми установлениями средневековья. Это могла быть только природа, неодушевленный, но вечно прекрасный мир цветов и растений.

Растительный орнамент XI—XIII веков принадлежит к завоеваниям человеческой культуры и никак не может быть отнесен к порождениям реакционной идеологии ислама. И «цветущий куфи» в эпиграфике стран мусульманского Востока, и «терратологичсский» (животный) стиль древнерусской письменности той же эпохи принадлежат к числу замечательных памятников художественной культуры, возникших па основе народной фантазии.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
http://www.career96.ru/ фракция щебня 20 мм щебень гранитный фракция.
Основа восточного узора © 2017