Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Простейшие приемы построения гирихов на квадратной сетке

Перейдем к рассмотрению простейших приемов построения гирихов на квадратной сетке.

Панно № 1 во дворце правителей Термеза, XII в., резной ганч. Узор состоит из вытянутых по биссектрисе противоположных углов шестиугольников и квадратов; строится по осям квадратной сетки и ее диагоналям. Толщина линий на диагоналях сдвоена, и узор, типичный для кирпичной решетки, превращен в мотив ременного плетенья, более близкий технике резьбы по ганчу.

Особняком стоят в группе построений на квадратной сетке фигуры, не лежащие на ее осях, но вытекающие из применения сетки как системы координат.

Крест или квадрат на наклонной оси при зеркальном его повторении создает весьма динамичный рисунок. Наклон осей фигуры достигается простым использованием сетки квадратов.

Панно № 2 во дворце правителей Термеза, XII в., резной ганч. Рисунок состоит из наклонно расположенных друг к другу квадратов. Эффект «колыхания» геометрических фигур на невидимой волне достигается наклоном осей.

Гирих строится па сетке так, что сторона каждой фигуры отвечает диагонали трех квадратов сетки. В промежутках между квадратами рисунка образуются сильно вытянутые ромбы. В разделке участвуют парные S-образные стебли и сердцевидные пальметты. Рисунок прост, и построение его вполне ясно из чертежа.

Панно № 3 во дворце правителей Термеза, XII в., резной ганч. Рисунок имеет вид пересекающихся в разных направлениях зигзагов или скрещивающихся молний, образующих на кривой поверхности свода сложный узор. Анализ показывает, что рисунок строится на сетке квадратов. Повторяющимся элементом его являются пересекающиеся под прямым углом линии, образующие наклонный крест; концы креста отогнуты. Линии фигуры строятся на диагоналях спаренных клеток. При зеркальном повторении фигуры возникает искомый узор. Тот же мотив в резной терракоте бухарской мечети Намазгах XII века.

Панно № 4 во дворце правителей Термеза, XII в., резной ганч. Рисунок заключает в себе фигуру, известную и сейчас среди народных мастеров под названием «тауль» (барабан). Фигуры заполняют все поле, входя друг в друга. Построение узора весьма оригинально и просто. Рисунок строится в пределах квадрата и состоит из двух пересекающихся под прямым углом линий. Строятся они раствором циркуля, равным половине диагонали квадрата; наклон их составляет 60°. При зеркальном их повторении рисунок заполняет сетку квадратов полностью. При этом возникает ритмичный бег ломаной линии по вертикалям и горизонталям. Разделка фигур S-образ по изогнутым стеблем, листьями с выкружкой и звездочкой придает им устойчивость. Композиция обретает статическое равновесие и завершенность.

Способ начертания фигур в панно № 4 вводит нас в область циркульных построений.

В раннем средневековье и вплоть до Афрасиабских панелей IX—X веков циркульные построения применялись очень широко для комбинаций из пересекающихся кругов.

В XI—XII веках циркульные построения играют только вспомогательную роль и служат получению большей частью геометризированных фигур: четырех-, шести-, восьмиконечных звезд и розеток. Типические примеры таких построений на осях и диагоналях квадрата дают следующие образцы:

Панно № 5 и 6, во дворце правителей Термеза, XII в., резной ганч. В рисунке четырехконечные фигуры. Построение каждой из них осуществляется делением окружности па восемь частей. Пересечение круга и диагонали квадрата дает исходную точку для построения искомых четырехконечных звезд.

Вторую группу гирихов составляют построения геометрических фигур на трех - и четырехлучевой сетке в границах квадрата.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017