Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Плитка

Плитка. Фрагмент резной терракоты из Самарканда, XII в.

Как видно из чертежа, рисунок этой терракоты представляет собой зеркальное повторение (раппорт) десятиконечной звезды, в концах которой образуются пятиугольники; в десятико-нечную звезду вписана пятиконечная. Продолжение сторон пятиугольников внутрь фигуры до пересечения со сторонами вписанной звезды придает концам этой звезды петлевидную форму. Вполне очевидно, что хотя мотив орнамента здесь иной, нежели в Термезе, методы построения те же и стиль орнамента в общем можно считать единым.

Плитка (№ 28). Фрагмент резной терракоты из Бухары, XII в.

Орнамент этот представляет собой вариант того же мотива, что и на плитке из Самарканда. В обоих случаях это десятиконечная звезда с вписанной в нее пятиконечной звездой петлевидных очертаний. Однако зрительно это совершенно разные рисунки. Фрагмент резной терракоты из Бухары производит впечатление необычайной сложности: линии изогнуты, направление их меняется; там преобладали спокойные ритмы, уравновешенность рисунка, здесь — все в динамике. Секрет в том, что рисунок фрагмента из Бухары построен на диагонали квадрата и поэтому имеет наклон; при зеркальном его повторении возникает наклон в обратную сторону, и рисунок обретает эффект «колыхания на волне». В углах квадрата помещены на встречных осях восьмиконечные и четырехконечные звезды; в свободных пазухах — завершающие узор нетлевидные вставки.

Таким образом, Термез, Бухара и Самарканд пользовались в геометрических рисунках одними и теми же приемами построений, но полного тождества рисунка здесь не было, или же,

точнее сказать, в начертании их наблюдались различия. Не останавливаясь на других изученных нами многочисленных образцах этого рода построений, можно сказать, что различия в мотивах геометрических построений, несомненно, преобладали над случаями тождества.

Заслуживает внимания, что ряд мотивов геометрических построений из Термеза имеет себе аналогии в архитектурном орнаменте памятников Мерва и Хорасана той же эпохи (Аби-верд251, Данденакан252). Гирихи Бухары более близки к Самарканду.   Своеобразны некоторые  гирихи  мавзолеев  XI—XII веков в Узгенте 253 (Киргизская ССР, долина Фергапы), имеющие больше аналогий в гирихах Бухары и Самарканда, нежели Термеза и Хорасана.

Нет основания приписывать это обстоятельство преобладанию в одних случаях ганча, в других терракоты. Напрашивается скорее вывод, что, будучи широко распространен в XI—XIII веках, по всему Среднему и Переднему Востоку (особенно в мусульманских странах), геометрический орнамент имел единый метод построений, но этот метод допускал разные приемы выполнения и в увязке с другими элементами орнамента (растительными, зооморфными) приобретал черты существенных различий. Можно сказать, что стиль орнамента, при всем сходстве метода построений геометрических рисунков, был в каждой стране иной. Различия стиля существовали и для отдельных районов Средней Азии. Шли они в большей мере не за счет чисто геометрических рисунков, но в мотивах геометрических рисунков находили свое отражение вкусы, традиции местных мастеров, их изобретательность и свое собственное понимание задач декоративного искусства.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
http://www.rest-barnaul.ru/ трех этажный ресторан с живой музыкой.
Основа восточного узора © 2017