Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОРНАМЕНТОВ XI—XIII ВЕКОВ И АНАЛИЗ ОБРАЗЦОВ

Волнистый узор является основным элементом эллинистической орнаментики по преимуществу, и опять же, как справедливо указал Ригль, он составляет основу всех арабесок, то есть всей растительной орнаментики в искусстве ислама. То, что в арабеске мы, следовательно, имеем эллинистическое искусство, — вне сомнения. Вопрос лишь в том, в какой именно местности или в каких местностях эллинизма должны мы особенно искать предков арабески». В новом издании «Энциклопедии ислама» (Париж, 1957) статья по этому виду орнамента принадлежит Е. Кюнелю, специалисту по прикладному искусству мусульманского Востока и автору специального труда но арабеске. Ссылаясь на статью Э. Херцфельда в первом издании энциклопедии и «Вопросы стиля» А. Ригля и приведя арабский термин арабески (tawrik), Е. Кюнель излагает всю историю арабески в Египте и Передней Азии на странице убористого текста (приложены две таблицы иллюстраций), не останавливаясь на теории ее построения.

Таким образом, вопрос об арабесках в названных работах крайне сужен. Растительные арабески изучаются главным образом с точки зрения выявления их месторождения, а геометрические арабески и теория их построения вообще опущены.

Основным источником знакомства с переднеазиатскими арабесками остаются доныне старые работы Прис д'Авенна, Бургэна, Дитто и Кальверта — книги полувековой и более давности. Исключение составляет изданная в 1923 году в Калькутте работа Э. Хенкина 2И.

В своем «Начертании геометрических узоров в сарацинском искусстве» Э. Хенкин рассматривает несколько групп узоров: 1. Гексагональные узоры. 2. Октогональные узоры. 3. Геометрические арабески. 4. Декор куполов. Первые две группы соответствуют построениям на сетках равносторонних треугольников и квадратов; последняя — построениям на кривой сфероконической) поверхности куполов.

В работе Э. Хенкина объектом графического анализа являются памятники Каира, Альгамбры, Агры; много безымянных памятников, заимствованных у Прис д'Авепна, Бургана, и ни одного по Средней Азии. Тем не менее, исследование Э. Хенкина представляет для нас большой иптерес. Его построения на сетках совпадают с методом среднеазиатских мастеров, принятым и нами в данном исследовании. Совпадает и метод разбивки узора па повторные (раппортпые) элементы. Вызывает интерес особо выделенная группа неправильных фигур216. Построения Хенкина, с нашей точки зрения, правильны, по, строя узор, Хенкин часто опускает вспомогательные линии, дающие ключ к построению; прием исполнения рисунка никак не поясняется, и решение задачи остается для читателя неполным 217.

Хенкин дает ряд интересных решений семи - и четырнадцатиугольных звездчатых фигур, представляющих наибольшие трудности218. В Средней Азии эти фигуры были малоупотребительны п всегда являлись, по-видимому, камнем преткновения даже для наиболее опытных мастеров. Хенкин разгадал секрет компоновки этпх фигур на специальной ромбической сетке2'9. Наибольший интерес вызывает предложенный Хенкиным метод наложения растительных арабесок на геометрические; ряд элементов растительного узора оказывается точно вписанным в геометрические.

 

 
< Пред.
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017