Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Изображения реальных и фантастических птиц и животных

Парные птичьи шейки, как и распахнутые крылья, — мотив хорошо известный по «сасанидским» тканям; на них сохранилась, кстати говоря, и раскраска орнамента в черный, желтый, зеленый и красный цвета.

На резной доске из Обурдона мотив птичьих голов на длиннотй шее трансформируется в изображение змеи-птицы. Формы ее подчиняются волнистой линии, фон между попарно сомкнутых головок заполняют сердцевидные пальметты, причудливо сочетающиеся с фигурными листьями и завитками. Образы древней мифологии с ее фантастическим отражением связи земных и небесных стихий здесь уже затемнены. С мотивом змеи-птицы мы встретимся в последующие века еще не раз.

Несомненно одно: изображения реальных и фантастических птиц и животных в орнаментике и искусстве IX—XIII веков имело под собой не только следование традиционному мотиву, но связывалось и с определенным строем представлений.

Известные географы этого времени занимаются экспериментами с геометрическими фигурами в начертании карт. Именно в «Атласе ислама» и, в частности, в круглой карте мира усиленно начинает сказываться тенденция к геометрическому, чисто условному изображению береговых линий и рек. На некоторых картах ал-Истахри, например, Средиземное море рисуется почти в круглой или несколько эллиптической форме. Тот же прием условной геометризации лег в основу карт ал-Казвини, Ибн-ал Варди, Идриси. Характерна в этом отношении и круглая карта с элементами геометризма Махмуда Кашгарского (1074). И хотя «в арабских картах никогда не встречаются изображения людей и животных, которые придают иногда такой фантастический характер средневековым картам Европы», известный географ Масъуди представляет себе мир в виде птицы, по телу которой рассыпаны города и страны , Абдарахман ас-Суфи составляет знаменитую карту, на которую наносит свыше тысячи звезд и созвездий, рисуя их в виде космических животных (льва, медведицы, овна и т. д.) с разбросанными по их телу звездами и планетами.

Вспомним изображения фантастических зверей в резном ганче дворца в Термезе (XII в.). Там мы находим украшавшие свод парные фигуры крылатых львов со звездами и розетками на туловище, фрагментированное изображение льва или тигра па спине быка (традиционное изображение хищника, терзающего травоядное животное), парные фигуры крылатых львов и фантастическое изображение двух львов с общей круглой головой-личиной. Части звериных тел трактованы подчас условно — конец хвоста с полупальметтой, грива в виде завитков; клейма имеют вид многолопастных розеток с вписанными в них шестиконечными звездами. Пространство между передними ногами двух геральдически расположенных крылатых львов образует заполненную растительным узором геометрическую фигуру.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
литье алюминия в кокиль
Основа восточного узора © 2017