Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Фигуры вытянутых ромбов

В архитектуре XI—XII веков создано огромное разнообразие мотивов кирпичной орнаментации, построенной на сетке квадратов. Простейшие типы геометрических орнаментов на сетке квадратов рассмотрены нами в уже упоминавшейся книге «Панджара» 248. Напомню, что рисунок на сетке квадратов для решеток панджара и для кирпичной мозаики один и тот же.

рисунок из пересекающихся квадратов, лежащих в углах и в центре построения, а также комбинации из вертикальных и горизонтальных брусков, образующих фигуры вытянутых ромбов, с крестообразной фигурой посредине, мотивы кладки «в елку», образованные чередованием брусков ступеньками.

На основе квадратной или шахматной сетки строятся также каймы и бордюры типа меандра, розетки из петлевидных сердечек, цепочки из квадратов, прямоугольников и крестов, вытеснившие древние перлы и овы.

Варианты рисунков на квадратной сетке встречаются и в резьбе по ганчу; здесь они получают особую обработку.

На квадратной сетке возможна линейная схематизация любых фигур. Но бессистемная схематизация рисунка не согласуется с характерным для архитектурного орнамента X—XIII веков стремлением к математической закономерности в композициях.

Поэтому такие мотивы криволинейного орнамента, как волнистые линии, завитки растений, медальоны, хотя и поддаются геометризации, необходимой особенно в кирпичной кладке, не имели тогда широкого распространения. Исключение составлял геометризированный буквенный орнамент.

В первые века ислама широко применялся почерк «куфи». Благодаря прямолинейности очертаний куфических букв надписи легко воспроизводились в кирпичной кладке. В XI веке появился «цветущий куфи» — вид буквенного орнамента в соединении с растительными и цветочными формами. Частое употребление молитвенных формул (например, «алмульк» — власть) привело к тому, что из лигатуры (сочетания) букв и их упрощения составились трудночитаемые знаки. Они повторялись как элемент украшения и ввиду нередкой неграмотности мастеров со временем обессмысливались.

Широкие узорные пояса облицовок минарета 1127—1129 годов в Бухаре, минарета 1197 года в Вабкепте, главной михрабной ниши в мечети Намазгах 1119—1120 годов в Бухаре и др. заполнены целиком кирпичной мозаикой крупного рельефного буквенного рисунка, построенного на квадратной сетке. Часто сетка бывает повернута по диагонали. На такой косоугольной сетке куфическая надпись становится, благодаря необычности положения, еще более схожей с отвлеченным геометрическим орнаментом.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
История журнала Hypebeast dragon вошел в список Hypebeast.
Основа восточного узора © 2017