Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Трактовка материала в изобразительном искусстве и поэзии

Сходство в трактовке материала в изобразительном искусстве и поэзии XI—XII веков полное. И это уже отмечалось исследователем творчества Унсури, Фаррухи, Манучехри. Образы монументальной эпической поэзии той поры как бы скрыты под словесной тканью касыды, которая начинает сплетаться из бесконечного повторения отдельных традиционных мотивов: рука шаха — туча — море; конь шаха — ветер — буря; копье шаха — змей — дракон и т. д. Этих мотивов, по наблюдениям того же исследователя, «совсем не так много, как может показаться с первого взгляда, но они сплетаются все в новые сочетания, вводятся все новыми и новыми техническими приемами. То есть основной мотив начинает скрываться под арабесками, бесконечно разнообразными и все же состоящими все из того же ограниченного числа элементов».

Но ведь этот вывод совершенно совпадает с тем, к чему мы пришли, исследуя архитектурный орнамент. Мы установили, что система гирихов и ислими возникла в XI —XII веках именно как система «бесконечного разнообразия ограниченного числа элементов». Исследование объемно-пространственных композиций в архитектуре Среднего Востока возвращает нас к той же мысли. Параллель между изобразительным искусством и поэзией средневековья, его цветущей поры, может быть расширена; сейчас она охватывает собой не только поэзию и орнамент, но и область архитектуры в целом. Внутреннее единство процессов развития ряда искусств уже совершенно очевидно. Декоративность, сыгравшая в поздней античности и раннем средневековье большую роль в развитии синтеза искусств, переросла на протяжении XI—XII веков в чистую узорность.

Богатая по своим возможностям пластика узора открыла перед зодчими новые горизонты в области монументально-декоративного искусства. Понадобились века, чтобы довести эту линию развития декоративного искусства до предела. Она имела огромную будущность, и в этом отношении она исторически оправдана. Но мы далеки от всякой идеализации этого пути, оторвавшего народы Востока от основного русла развития мирового реалистического искусства. Образы одухотворенных существ были изгнаны из самых распространенных, доступных народу видов искусств, и, по меткому выражению современного писателя, «божественная геометрия справляла свой пышный и холодный праздник». Остается непреложным тот факт, что в XI — начале XIII века, вместе с окончательным угасанием традиций старосогдийской и старохорезмийской культуры, культур позднеантичного Тохаристана и Ферганы, искусство Средней Азии лишилось своей старой основы. Была воздвигнута плотина, перекрывавшая русло сложившихся ранее художественных течений. Скульптура исчезла, монументальная сюжетная живопись сошла на нет и перешла в план узорного убранства. И только шлюзы художественного ремесла были открыты полностью.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017