Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Стволы Урмитанской колонны

Урмитанская колонна особенно богата мотивами таких трансформаций: здесь и горельефные петушиные головки, сохранившие свой реально-фантастический облик, и «рыбки», превращенные в двойной побег пересекающихся линий, и S-образные фигуры, образующие изящно построенный лист с выкружкой в основании и острым отогнутым концом, и ленточное плетенье в виде арочек, завершающих ствол колонны и капитель.

Деревянный резной михраб из Искодара — богатейший свод мотивов архитектурной орнаментики Мавераннахра X— XII веков. От домусульманских времен здесь сохраняется схематизированный, но все еще пышный мясистый лист аканта; он занимает относительно скромное место в убранстве колонок — в основании ствола и над капительками. В фестончатые арочки михраба вписаны «вертящиеся» трехлопастные фигурки

(трикветрумы), хорошо знакомые нам по согдийским монетам, где они изображали родовой знак ихшидов Согда до начала VII века (этот знак воспроизведен на печати, найденной на цитадели Пенджикента и на некоторых серебряных сасанидских блюдах коллекции Эрмитажа).

Рама михраба — из стилизованных пальметт типа афрасиабской панели X—XI веков. Колонки почти того же типа, что и на Биянаймаиских оссуариях VII—VIII веков. Каймы средней части михраба напоминают бегущий меандр в резьбе по ганчу дворца правителей Термеза (XII в.). На стволах колон михраба — тот же свастикообразный узор, что и на архитектурных фрагментах резной терракоты XI—XII веков, доставленных в Самаркандский музей с Афрасиаба. Обрамление михраба поясом из ромбов с резными вставками напоминает резную терракоту на щеках арки михраба в бухарской мечети Намазгах (XII в.) Между художественной резьбой но дереву, резной терракотой и резным ганчем существовало, видимо, полное согласие. Запас мотивов и форм одного вида декора пополнялся за счет успехов других его видов н наоборот.

Образцы резного дерева X—XIII веков из Хорезма и верховьев Зеравшана по-своему классичны, по их немного. Некоторым дополнением к ним могут служить изображения колонн на «очажках» X—XII веков. Здесь мы найдем тот же тип волютообразных капителей и ствол с лопастями на округлом основании. К ним добавляется база, несущая «яблоко», на котором устанавливается ствол. Форма капителей разнообразится рельефными украшениями в виде горошин или чешуек. Между стволом и капителью или стволом и базой колонны вводятся фигурные прокладки. Иногда колонна трактуется как растительный мотив: канитель с чашечкой и база в виде опрокинутого цветка тюльпана, ствол — подобие вытянутого ввысь стебля мальвы. На этой почве возник, по-видимому, мотив ствола с ответвлениями из листьев и капитель чашечкой с горошинами.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017