Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Стили народного искусства

 В предшествующую эпоху, и особенно в домусульманское время, монументальная живопись имела форму настенных картин, отличавшихся от принятых на западе фресок только грунтом — чаще сухим; роспись велась не по известковой штукатурке, а по глине или алебастру. В XI—XII веках их место чаще (если не всегда) занимает орнаментальная роспись. Гамма цветов этой росписи очень насыщенна и на первый взгляд не соответствует и скромности кирпичных облицовок XI века, и белоснежному убору «белых палат» в интерьере термезского дворца XII века.

Однако и здесь следует исходить из главных и определяющих черт стиля. Яркая красочность народного искусства никогда не исчезала — даже в самые мрачные годины бедствий. Не исчезла она и с утверждением ислама. Но только в некоторые периоды истории жизнерадостная красочность палитры народного искусства озаряет собой все искусство эпохи. XI— XII века — время расцвета феодальных торгово-ремесленных городов — были отмечены общественным подъемом. И вследствие этого красочное искусство народных низов, захватив ремесла, поднялось до самых вершин общественной лестницы, возбудив и там сходные вкусы в области прекрасного. Белые залы дворца правителей Термеза не были обесцвечены — их омертвило время. Орнаментальные росписи дворца были ярко насыщенного тона (красный, синий, марганцевый и другие тона). В окнах были витражи из многоцветного стекла. И все это красочное звучание в декоре было настолько сильно, что оно буквально потянуло за собой кирпичный узор и резной штук. Никакого противоречия в самой палитре монументального искусства XI—XII веков нет. Это было искусство с сильным звучанием красок в интерьере и с уже наметившейся тенденцией к полихромии в облицовках. Последние стали позднее самой сильной и всепокоряющей страстью мастеров на протяжении нескольких столетий.

«Белый стиль» резных штукатурок, «голубой стиль» изразцовых куполов и «желтый» или «красный стиль» кирпичных или облицованных терракотой стен — все это лишь отдельные цвета большой палитры, в использовании которой мастера XI—XII веков сохраняли точно найденное чувство меры. Архитектурный декор имел своим началом чисто конструктивное значение, но из него он извлек и средства декоративные. Узор получил строгие рамки своего применения. Возникла система приемов, объединившая в одно целое строительные конструкции, архитектурный орнамент и декоративно-прикладное искусство.

Стиль прикладных искусств XI — начала XIII века складывается из особенностей изобразительного языка и форм орнамента. У каждого вида искусств они особые. Это вызвано тем, что работа каменщика, строителя, керамиста связана чаще с потребностями местного населения (в каждом городе или селении строят для себя, делают вещи для своей округи). Работа же мастеров по металлу и ткачей имеет более широкий рынок, и естественно, что художественный металл и ткани в процессе постоянной диффузии впитывают в себя и то, что подсказано им широким рынком сбыта. Поэтому можно уверенно говорить о школе поливной керамики Афрасиаба, или самаркандской архитектурной школе и ее проявлениях, скажем, в резном штуке и терракоте, или о школе хорезмских мастеров — в архитектуре и архитектурном декоре, резьбе по дереву, но трудно выявить школу самаркандских мастеров в художественном металле, стекле, текстиле. Да и была ли значительная разница в стиле этих изделий по месту их производства?

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Смотрите информацию недорогой отдых в январе здесь.
Основа восточного узора © 2017