Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Совершенствование кладки сводов

 В мечетях типа Намазгах ниши располагаются вдоль стены и, будучи обращены в сторону Мекки, служат для совершения перед ними обряда молитвы; в других случаях плоские арки имеют чисто архитектурное, по существу декоративное назначение. Развитие купольных систем сопровождалось совершенствованием кладки сводов. Здесь нет необходимости прослеживать все этапы их эволюции. Источник формообразования сложен, и не всегда сложное возникает из предшествующего ему простого.

Разумеется, что не каждая архитектурная форма позднего времени начинает свое развитие сызнова, проходя все этапы пути с самого начала. Так было и со сводами. Конструкциям из жженого кирпича предшествовали решения в сырце, но некоторые возникали самостоятельно и заново. Свод с напуском— прием архаический  (ср. ложные своды Двуречья III тысячелетия до н. э.). Однако напуск кирпича, выдвинутого углом, породил систему, близкую сталактитам. Кладка нормальная и «отрезками» позволила перейти к комбинированным выкладкам, образующим на своде простейшие фигуры (ромбы). Кладка от угла (конический тромп) привела к возникновению свода балки. Кладка от стен четверика или восьмигранника умножила формы сомкнутого свода. Применение поперечных (подпружных) арок в чередовании с обычными коробовыми вызвало употребление подобия свода-оболочки двоякой кривизны. Те же арки позволили в сочетании с отрезками коробового свода свести прямоугольный план к квадрату (под купол). Пересечение коробовых сводов дало подобие крестового, или монастырского, с изломом граней на парусе.

Чертежи сводов (проекции) часто совпадали с распространенными мотивами плоского орнамента. И это не удивительно, так как развитие архитектурных форм протекало по единой системе, охватывавшей собой решения задач и в пространстве и на плоскости. Геометризм построений, исключавший произвольные выдумки зодчих, — таков был главный источник стилевого единства всего искусства Средней Азии рассматриваемой эпохи.

Роль математических наук, и особенно прикладной геометрии, здесь достаточно очевидна. Но никогда математика, как и любая иная научная дисциплина, не была и не могла быть творцом искусства. Наука движет мысль художника, вносит в нее систему. Житейский навык и строительный опыт корректируют эту систему, отбирая практически ценное. Но только глаз художника и зодчего находит меру вещам и в соответствии с принятой системой, на основе присущих ей закономерностей, создает пространственные, предметные и линейные формы. Пластика, пространство и плоскость — как категории чистой формы — обретают в творении свое истинное содержание, когда они оправданы условиями жизни общества. И только тогда архитектура, декоративное искусство и искусство вещи становятся выражением единства принятой в данную эпоху «манеры» думать, чувствовать и мечтать. Техника и технология давали художнику строительный материал. Превращение стенового материала в декоративно-отделочный было результатом внутренней эволюции форм самой архитектуры.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017