Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Системы развертки элементов

Во всех этих случаях употребляются дополнительные вставки из одного квадрата.

Развитие фигурной кирпичной кладки в X—XIII веках привело к тому, что первоначальное назначение кладки (перевязка швов) уступило место другому ее назначению — фигурная кладка превратилась в род кирпичной мозаики, которая наносилась на стену здания главным образом с целью ее украшения. Сохраняя в основе рисунка квадратную сетку, зодчие Бухары, Самарканда и других городов стали вводить, как мы уже наблюдали, вместо отдельных квадратных или прямоугольных кирпичей специальные фигурные вставки из резных и шлифованных брусков. Например, вместо квадрата вводился «бантик», составленный из двух равпосторонних треугольников, но так как сумма высот этих треугольников меньше двух квадратов, то между ними вставлялся плоский кирпичик. Таковы были «бантики» мечети Магоки-Аттари в Бухаре. В ряде случаев такие «бантики» стали вырезать целиком из бруска размером в два квадрата. Некоторые вставки принимали форму звездочки или розетки (если они замещали квадрат), или же получали форму более или менее замысловатой фигуры, пропорции которой соответствовали количеству квадратов замещаемого кирпича.

Пропорции фигурных кирпичей не соответствуют числу замещаемых квадратов в том случае, когда кладка ведется не насухо, а на растворе, со швом, тогда с осями квадратной сетки совмещаются оси швов. Следовательно, размеры кирпича являются модулем лишь при условии сухой кладки, а при кладке со швами модулем является расстояние между осями швов.

Кирпичные паркетные полы с фигурной выстилкой отмечены для XI—XII вв. во многих пунктах производства археологических работ (комната в Термезе, мечеть в Варахше, дворцовый комплекс в Хульбуке (Хишт-тепе Куляб-ской области) и др.

В. А. Нильсен. Монументальная архитектура... стр. 99— 100. См. также: Б. Н. Засыпки и. Кирпич н архитектурных сооружениях Средней А.щи домонгольского периода (IX—XII вв.).— «Строительная промышленность», 1928. № I. Л. Н. Воронин. Кирпичная фактура стеиы. Труды Среднеазиатского индустриального института, вып. IV. Элементы архитектуры Узбекистана. Ташкент, 1939. В. Д. Жуков. Кирпич пз развалин старого Мерва,—Труды УзФАН. серия I, вып. 2. Ташкент. 1941

Существует много видов фигурного кирпича, употребляемых в качестве вставок. Чаще всего они находят себе применение в кладке из спаренных кирпичей, однако не менее велико их применение и в качестве элементов членения поверхности стен — каем, бордюров, рам и т. д. В каждой архитектурной провинции (Бухара, Самарканд, Термез) существовали свои, часто не повторяющиеся, виды фигурных брусков. Некоторые из них имеют весьма оригинальные формы, напоминая тамги и другие знаки, распространенные в народном узоре. Иногда это схематизированные полупальметты, часто более отвлеченные геометризированные фигуры элементарного начертания. Чем проще, лаконичнее мотив резьбы, тем ограниченнее его сочетание с фактурой кирпичной кладки и выразительнее ее общий эффект.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017