Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Система сталактитов

Сталактиты могут располагаться рядами — линейно, и тогда они составляют карниз; они могут заполнять окружность купола (его скуфью) или полукупол ниши; они могут заполнять угол, срезанный для перехода от квадрата стен к куполу (лежать в плоскости среза или в переброшенных через углы арках); наконец, они могут выступать из плоскости купола (или полукупола) и свисать гранеными сосульками.

Употребление сталактитов расчленило интерьер купольно-центрических помещений на две части: одна система сталактитов создала переход от квадрата стен к основанию купола с участием яруса восьмерика, а затем и самостоятельно; другая система сталактитов стала заполнять сам купол сходящимися к его вершине, по кругу, ярусами.

В итоге объемная форма интерьера преобразилась. Строгая расчлененность функций несущих и венчающих частей была в ряде случаев смягчена. Ярус парусов — раньше строго конструктивный — приумножил свои декоративные качества, не потеряв притом своих структурных основ, своей тектоники. Сталактитовые системы открыли возможность отказа от яруса парусов вообще. Но ни в XI—XIII веках, ни позже мастера Мавераннахра не отказались от чисто конструктивного решения задач перехода к куполу, передав системе сталактитов функции, декоративные по преимуществу.

В XI—XIII веках сталактиты составлялись из плиток-пластин, собирались из специально формованных, резаных, тесаных или тисненых блоков, выполненных по строго рассчитанному чертежу. Пример тому — сталактиты в портале Рабати-Малик XI века и в михрабах бухарских мечетей Намазгах и Магоки-Аттари XII века. Позже они стали складываться из цельноформованных ярусов-пластин, вырезанных (или отформованных) но рассчитанному для каждого яруса контуру.

Уже в момент своего появления сталактиты не были формой чисто конструктивной, так как служили и своеобразной сложносоставной консолью и формой заполнения угловых срезов. Момент эстетический (игра светотени в ячейках) стал доминирующим, когда разработка сталактитов и фигурные облицовки из кирпича были приведены в общую систему. Конструктивное устройство купольных перекрытий стало, таким путем, отправной точкой и в архитектурном декоре монументальных зданий. Объемно-пространственная форма купольно-центрического помещения и его декор оказываются тесно связанными между собой.

Для XI—XIII веков главным и определяющим в узоре декора были геометрические построения. Они подчиняли себе, своим сеткам и основанным на них фигурам всю причудливую игру побегов, ветвей и цветов. Таким образом, геометрия царит здесь и там; в одном случае это геометрические построения в пространстве (стереометрия), в другом — на плоскости (планиметрия). Художник, зодчий производят отбор определившихся форм, вносят в них поправки с учетом возможности их эстетического совершенствования и в таком предварительно взятом виде кладут их в основу своих дальнейших художественных претворений.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017