Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Рисунки минарета Калян

Две нижние полосы на стволе минарета выложены приемом «маудж», выше идет в основном «моокля». В двух вариантах мелкое плетенье, напоминающее решетки из упрощенных меандров; однако рисунок, как нетрудно заметить, представляет собой косо расположенные буквенные сочетания. Ближе к середине ствола — два других варианта плетений более крупного рисунка. Они напоминают щипец главной арки мечети Намазгах, где мы отмечали узор с буквенными начертаниями (имена пророка и первых четырех халифов). Здесь же схожий мотив носит чисто орнаментальный характер (фигуры, вписанные друг в друга).

В верхней части минарета раппортное повторение западающих прямоугольных крестов; над ними и в надцокольной части — ромбы в двух вариантах чередования фигур. Еще выше, под голубой лентой надписи, проходит крупнорельефный пояс из прямоугольных звезд, соединенных тягами (как на портале Рабати-Малик). Новый шаг был сделан здесь и в колористическом отношении. Надписи с датой на минарете Калян датируют голубую поливу началом XII века. Кроме того, как показало наблюдение Н. С. Гражданкиной, здесь, как и в среднем узгентском мавзолее XI века, наличествует красный лак (охра на растительном масле). Им были покрыты вся кладка и швы. Это также усиливало целостность восприятия формы и узора.

Минарет Калян в окружении более поздних сооружений кажется несколько тяжелым и грузным. Вероятно, это бросалось в глаза и его современникам. Монументализм форм принадлежал прошлому. Мастера XI—XII веков стремились больше к его преодолению. Облегченные конструкции из жженого кирпича требовали более легкого, изящного рисунка. Может, поэтому воздвигнутый 70 лет спустя минарет в Вабкенте «бросил вызов» минарету Калян своим необычным порывом узкого ствола ввысь.

Минарет в Вабкенте (1196—1198), близкий минарету Калян, отличается от него по убранству. Пояса и каймы резко расчленены, чего не было в минарете Калян. Здесь ясно читаются десять поясов типа «маудж» и ни одного «моокля». Все кладки типа «маудж» — из парных кирпичей плашмя, с вертикальными вставками не повторяющегося рисунка. Первые три полосы снизу разделены только гладкой каймой из кирпича на ребро. Затем широкие палочки чередуются с узкими дорожками. Четвертая полоса содержит дату и имя строителя— садра Бурханеддина Абдулазиза II; пятая — отвлеченную стилизацию «под куфи»; шестая—декоративную решетку; седьмая— молитвенную формулу; три следующих—снова решетку. Под фонарем — уже знакомые нам восьмиконечные прямоугольные звезды со вставками из глазурованного кирпича, отчеркнутые снизу лентой узора «под куфи». Над ними — третья рельефная надпись из плит  с надписью почерком   «дивани» (содержит дату завершения постройки— 1198—1199 гг.) На цоколе, на парапетах и выше — сплошные выкладки и резьба ажурного рисунка.

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017