Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Рисунки гириха минарета Калян

Боковые плоские ниши застроены и потому полностью не исследованы. Последние расчистки обнаружили на щипце средней ниши южного крыла набор из плоских, точно пригнанных по рисунку гириха звезд и пересекающихся многоугольников. Этот прием набора фигурных неполивных плиток по рисунку гириха также встречается здесь впервые, хотя ему п предстоит в средневековом декоре Узбекистана, особенно в майолике, большое будущее.

В остальном облицовка стен и пилястров парными кирпичами плашмя, вперемежку с «бантиками», довольно заурядна. Интересны лишь декоративные решетки в щипцах ниши из отшлифованных кирпичиков, особенно с красноватыми брусками па светлом фоне: они, так же как и буквенные украшения в главной нише, разнообразят цвет и тональность архитектурного декора. Таким образом, в мечети Намазгах применены самые разнообразные приемы облицовок. Господствуют все же неполивная керамическая мозаика, резной, пиленый, тесаный кирпич и отчасти уже резная терракота. Художественный эффект решает искусство выкладки плоского и рельефного рисунка, по отчасти и резьба. Керамическим облицовкам памятник и обязан своей недурной сохранностью на протяжении почти восьми с половиной столетий.

Немногим моложе другой великолепно сохранившийся в Бухаре памятник, воздвигнутый при мечети Калян. Это ее знаменитый минарет. Минарет Калян (1127) имеет суживающийся кверху с легкой припухлостью стенок ствол, увенчанный большим фонарем; одет он в исключительно прочную, выложенную вперевязку с основной кладкой рубашку. Эта рубашка как бы соткана из прекрасного жженого кирпича, брусков и плиток разнообразной формы и рисунка. Восьмигранный цоколь минарета уходит глубоко в землю. Цоколь призмой был отмечен нами и в джаркурганском минарете, где его украшают арочки. Выше цоколя идут широкие полосы фигурных кладок, разделенные более узкими поясами с отчленяющими их каймами. Всего мы насчитываем до тринадцати широких полос и большое число каем.

Минарет Калян дает ни с чем не сравнимое богатство мотивов кирпичной орнаментики XII века. С некоторыми мы уже встречались, по большинство — новы. Описание каждого мотива здесь невозможно. Однако отметим наличие двух основных групп кирпичного узора. Одна из них носит у местных мастеров наименование «маудж» (хишткори маудж); к ней относится кладка парными кирпичами с «бантиками» (гундишка). Другая — «моокля», ей принадлежат зубчатые фигуры, построенные как бы па шахматной доске. К разряду «моокля» относятся буквенные п отвлеченные плетенки с рисунком по диагонали. Третья — «бофт» (плетенье).

На минарете Калян не менее шести видов «моокля». Кроме того, имеются узкие полосы (каймы) с рядами угловатых дисков и кружочков (перлов), эпиграфические украшения, узор в елку, меандры и прочее. Располагаются они следующим образом. Поясов с надписью два: один охватывает ствол примерно посредине его высоты — это надпись в стиле строгого куфи из плит резной терракоты в обрамлении цепочек из перлов (содержала имя правителя Арслан-хана и дату—1127 год). Другая надпись помешалась в верхней части ствола, непосредственно под фонарем. Ее крупные плиты (29x66 см) из резной терракоты с невысоким плоским рельефом куфических письмен были покрыты бирюзовой поливой и содержали дату окончания сооружения — 1129 год. Во время реставрации в 1923 году эта надпись заменена поясом майоликовой мозаики.

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017