Восточный орнамент
Орнаменты народов
О разном
Орнаментация керамики
Галерея орнамента
Японский орнамент
Арабский орнамент
Китайский орнамент
Индийский орнамент
Популярное
 
Часто просматриваемые орнаменты

Резные узоры афрасиабских панелей

Прототипом этих узоров были отчасти античный акант и лотос. Их природная форма исчезла вместе с античным искусством. Абстрагированы были и местные их дериваты — лилия и тюльпан. Пальметта и трилистники стали их наиболее общим и отвлеченным выражением.

Здесь мы подходим к вопросу о датировке афрасиабских панелей. М. Е. Массон датирует их по найденным на полу монетам IX веком. В. Л. Вяткин относил их ко дворцу тамгач-хана Ибрагима (XI в.). В. Л. Воронина датирует резной штук Афрасиаба «для разных образцов в рамках примерно IX—XII веков», имея, видимо, в виду общие черты стиля, но пользуется и принятой в литературе датой панелей — IX—X веками.

Сплошное заполнение фона побегов и листвой виноградной лозы отмечается еще на коптских тканях Египта IV века (в Эрмитаже). Типичную для афрасиабских панелей форму они приобретают в резном дереве Месопотамии, при аббасидах, на грани IX века, и носят уже вполне развитую форму в резном штуке каирской мечети Ел-Азхар (972).

Стилистически фигуры и композиция узора афрасиабских панелей принадлежат раннему средневековью. Убранство стен панелями в два яруса — это старый принцип декора. Однако плоскографическая трактовка пальметт и употребление ленточных плетений сдвоенной линией уводят нас как в более раннюю (Самарра, Дамган), так и в более позднюю пору (резное дерево верховьев Заравшана и Хивы). Особенно останавливает внимание ленточное плетенье на одной из панелей в форме геометрической арабески, правильно построенной на лучевой сетке и протыкание лепестков круглой палочкой на фестончатой розетке другой панели. В разделе анализа отдельных элементов узора мы еще вернемся к употреблению этих проемов. Пока же заметим, что построения геометрических арабесок (гирихов) на лучевой сетке в памятниках Мавераннахра IX века нам пока неизвестны. В Самарре они также отсутствуют. Между тем гирих сдвоенной линией на афрасиабской панели довольно близок гириху на резной хивинской колонне, где ломаные линии скрещиваются в переплет с дугами (отрезками четырехлопастных розеток). И тот и другой мотив, взятые в отдельности, лежат в основе узора афрасиабских панелей. Хивинская колонна, о которой идет речь, датируется XI веком. Протыкание листа круглой палочкой появляется на ранее IX—X веков. В резном ганче из Магоки-Аттари (IX—X вв.) проколы делаются на узловых точках построений или в мякоти листа. Позже сдвиг прокола к краю листа рождает выкружку или вырез, типичный для листьев XI—XII веков и последующего времени. На афрасиабской панели проколы листа отмечены только в его мякоти, и притом лишь на фестонах одной панели (из раскопок 1919 года).

Еще одно наблюдение касается мотива меандра из свастик с мелкой листвой. Этот мотив имеет своих предшественников в резном декоре Самарры (IX в.). Но там меандр лишен фона, соответственно этому нет и заполнения его листвой. На афрасиабских панелях из раскопок 1925 года этот мотив представлен в нескольких вариантах — всюду с мелкой листвой, что сближает его с резьбой по дереву на колонне  из Джума-мечети в Хиве. Эта колонна отвечает по номенклатуре В. Ворониной «первой подгруппе II стиля»  и датируется ею «на уровне XI—XII веков».

 

 
< Пред.   След. >
 
Кто он-лайн
Реклама
Основа восточного узора © 2017